Всего обработано новостей: 208932
Обработано новостей за 72 часа: 320

«Человекоцентрированный политико-управленческий кодекс государственной деятельности Президента России В.В.Путина

07.10.2025 18+


«Человекоцентрированный политико-управленческий кодекс государственной деятельности Президента России В.В.Путина

7 октября – день рождения Президента России В.В.Путина – «национального лидера, беззаветно преданного Отечеству, искренне любящего Родину и отдающего ей все свои силы, способности и дарования (Святейший Патриарх Кирилл), «величайшего мирового лидера» (Стивен Сигал), «единственного мощного лидера мировой политики (Н.Михалков), «единственного на современной международной политической арене выдающего  лидера» (Сильвио Берлускони) «признанного мирового лидера, который смотрит в будущее»  (Си Цзиньпин).

Общественная палата республики активно участвует в информировании общественности о государственной деятельности Президента России – инициатора создания института общественной палаты, его политических решениях, установках, позициях.

За последние  5 лет на сайте Общественной палаты было размещено более 40 различных экспертных и информационных материалов по различным актуальным аспектам многогранной деятельности главы российского государства, по широкому комплексу и спектру его политических решений

Автором информационных и экспертных материалов о деятельности Президента России является Владимир Теребихин - эксперт Общественной палаты РК, политолог, государственный советник РК 2 класса, заслуженный работник РК, кандидат философских наук, автор-составитель электронной книги «Владимир Путин:главное для нас –это люди». (https://cloud.mail.ru/public/35ng/4SRFcSHda)

Общественная палата публикует для ознакомления общественности  список информационных материалов эксперта о государственной деятельности Президента, о его политических решениях, установках, позициях.  Со списком и содержанием  материалов можно  познакомиться по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/2JCC/bsXddSqfN

   Сегодня в день рождения Президента России  Общественная палата РК представляет также экспертный материал Владимира Теребихина «Человекоцентрированный политико-управленческий кодекс государственной деятельности Президента России В.В.Путина»

    Как отмечает эксперт, политологический, политико-управленческий анализ государственной деятельности, программных политико-управленческих решений, установок, политических, мировоззренческих позиций второго Президента России позволяет сделать вывод, что основой, ядром его государственной деятельности является «человеко-ориентированный, гуманистический  политико- управленческий кодекс».

    Понятие «человекоцентрированный, гуманистический политико-управленческий кодекс государственной деятельности Президента России В.В.Путина» номинируется экспертом следующим образом: 

 Это «системокомплекс» ценностных (аксиологических), человекоцентрированных политико-управленческих установок, мировоззренческих позиций, принципов, высших целевых гуманистических ориентиров государственного управления отраженных по инициативе Президента в обновленной Конституции России, Посланиях Федеральному Собранию РФ, основных документах стратегического управления, государственной политике и системная практическая государственная деятельность Президента РФ по их реализации: инициирование проектирования и принятия комплекса человеко-ориентированных документов стратегического управления: концепций, стратегий, государственных программ, социогуманитарных политик, национальных проектов, утверждение гуманистически ориентированной критериально-индикативной системы оценки эффективности государственного управления, осуществление системы президентского контроля и мониторинга.

 Как справедливо считают эксперты, «человекоцентричность - метанавык лидера нового времени» ( Владимир Соловьев)

Содержательный каркас гуманистического политико-управленческого кодекса деятельности Президента России включает в себя систему гуманистических, ценностно - критериальных управленческих установок, изложенных Президентом России в Посланиях, докладах, выступлениях на мероприятиях различного уровня.

 Приведем некоторые из них:

  • «Человекоцентричность должна быть во главе всей нашей работы»
  •  «В сердце нашей философии должно быть развитие человека, развитие моральное, интеллектуальное и физическое»;
  • «Развитие человека – это и основная цель, и необходимые условия прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе – наш абсолютный национальный приоритет";
  •  «Мы должны создавать гармоничные условия для развития человеческого потенциала нашей страны как главного залога национального успеха и прогресса»;
  •  «Новое качество жизни, благополучие, безопасность, здоровье человека – вот, что сегодня главное, вот, что в центре нашей политики.
  • «Наш ориентир – это Россия для людей, страна возможностей для самореализации каждого человека».
  •  «Каждый наш шаг, новый закон, государственную программу мы должны оценивать, прежде всего, с точки зрения высшего национального приоритета – сбережения и приумножения народа России».
  • «Смыслы, акценты …. политики, призванной обеспечить устойчивое и гармоничное развитие, очевидны. Что это? Это создание новых возможностей для каждого, условий для развития и реализации потенциала человека вне зависимости от того, где он родился и живет.
  • «Главное для нас – это люди 
  • «Наши приоритеты построены вокруг человека, его семьи, направлены на демографическое развитие и сбережение народа, на повышение благополучия людей, защиту их здоровья. Мы работаем над тем, чтобы создать условия для достойного и эффективного труда и успешного предпринимательства, обеспечить цифровую трансформацию как основу технологического уклада будущего всей страны, а не узкой группы компаний.
  • «Для гражданина повседневное внедрение передового поколения искусственного интеллекта - это современная, человекоцентричная социальная сфера. Это новое качество жизни и новые возможности для профессиональной деятельности"

 

 Руководствуясь гуманистическим управленческим кодексом, Президент внес системокомплекс» (более 50) человеко-ориентированных поправок – новелл в Конституцию России касающихся важнейших социальных вопросов жизнеустроительства страны, как органичной части общей социальной государственной стратегии России, как важнейшего условия формирования российского человеко-ориентированного, нравственного государства, создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, как одного из показателей национальных целей развития.

 В состав гуманистически ориентированного управленческого кодекса Президента разработка, принятие и осуществления комплексной программы социально-экономического развития новых регионов рассчитанной на 2023–2025 годы и содержащей более 300 приоритетных мероприятий, реализация которых позволит обеспечить повышение уровня жизни граждан в новых регионах до среднероссийских показателей к 2030 году. Эта деятельность является важнейшим компонентом общей комплексной (экономической, социальной политической, гуманитарной) системы процесса интеграции новых субъектов РФ, «на пути полноценного вхождения новых регионов в единое правовое, государственное пространство нашей большой страны».

Все вопросы поддержки ветеранов СВО и членов их семей Президент держит на личном контроле. По инициативе Президента России в стране создана системная социогуманитарная, морально-политическая и морально-психологическая поддержка воинов, в том числе, получивших ранения, поддержка их семей.

 Одной из форм гуманитарной поддержки СВО является создание многофункционального государственного фонда «Защитники Отечества». Его задачей является адресная, персональная помощь семьям погибших бойцов и ветеранам специальной военной операции. Фонд обеспечивает координацию предоставления социальной, медицинской, психологической поддержки, решает вопросы санаторно-курортного лечения и реабилитации, помогает в образовании, спорте, трудоустройстве, предпринимательстве, в повышении квалификации, в получении новой профессии. Отдельная важнейшая задача фонда – организация долговременного ухода на дому, высокотехнологичное протезирование для всех, кто в этом нуждается. Деятельность этого фонда, а также, Комитета семей воинов Отечества, других общественных объединений высоко оценивает Президент. В.В.Путин считает, что Фонд "Защитники Отечества" «наполнен неравнодушными к СВО людьми, которые эффективно работают для реабилитации бойцов спецоперации и их семей».

Эта оценка в полной мере относится и к Коми региональному  филиалу этого гуманистического фонда. 

По поручению главы государства в настоящее время осуществляется разработка мер медико-психологической реабилитации ветеранов СВО. Речь идёт о создании системы, включающей диагностику психического здоровья и последующую реабилитацию.

 

 Важнейшей формой проявления и реализации гуманистического политико-управленческого кодекса государственной деятельности Президента России является инициирование главой государства российского принятия важнейших гуманистически ориентированных документов стратегического планирования России: концепций, стратегий, государственных программ, национальных проектов, законов, указов и других нормативных актов. Приведем некоторые из них:

  • Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом.
  • Концепции развития наставничества в России до 2030 года и план мероприятий по её реализации. 
  • Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года
  • Концепция информационной безопасности детей, 
  • Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
  • Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года
  • Концепция сокращения потребления алкоголя в РФ на период до 2030 г. и дальнейшую перспективу.
  • Концепция развития творческих индустрий на период до 2030 года
  • Стратегия государственной культурной политики РФ на период до 2030 года.
  • Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года
  • Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015 – 2030 гг.
  • Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года.
  • Стратегия реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года  
  • Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2023-2030 годы
  • Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в России до 2030 года.
  • Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики и поддержке многодетности в России до 2036 года.

 

Государственные программы:

 

 

 

Указы Президента РФ:

 

  • Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"
  • Указ Президента Российской Федерации от 25.01.2023 № 35
    "О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808"
  • Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия Детства»,
  • Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника».
  • Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875
    "О проведении в Российской Федерации Года семьи"
  • Указ Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»
  • Указ Президента о статусе многодетных семей 2024

          Президентом определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года

Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"

В целях обеспечения устойчивого экономического и социального развития Российской Федерации, укрепления государственного, культурно-ценностного и экономического суверенитета, увеличения численности населения страны и повышения уровня жизни граждан, основываясь на традиционных российских духовно-нравственных ценностях и принципах патриотизма, приоритета человека, социальной справедливости и равенства возможностей, обеспечения безопасности государства и общественной безопасности, открытости внешнему миру, экономического развития, основанного на честной конкуренции, предпринимательстве и частной инициативе, высокой эффективности и технологичности,
постановляю:
1. Определить следующие национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года (далее - национальные цели):
а) сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи;
б) реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности;
в) комфортная и безопасная среда для жизни;
г) экологическое благополучие;
д) устойчивая и динамичная экономика;
е) технологическое лидерство;
ж) цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.
2. Установить следующие целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи":
а) повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,6 к 2030 году и до 1,8 к 2036 году, в том числе ежегодный рост суммарного коэффициента рождаемости третьих и последующих детей;
б) увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036 году, в том числе опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни;
в) обеспечение не ниже среднероссийских темпов повышения к 2030 году суммарного коэффициента рождаемости в субъектах Российской Федерации, в которых по итогам 2023 года значение такого коэффициента было ниже среднероссийского;
г) снижение к 2036 году дифференциации показателей ожидаемой продолжительности жизни не менее чем на 25 процентов по сравнению с уровнем 2023 года;
д) снижение к 2030 году суммарной продолжительности временной нетрудоспособности граждан в трудоспособном возрасте на основе формирования здорового образа жизни, создания условий для своевременной профилактики заболеваний и привлечения граждан к систематическим занятиям спортом;
е) повышение к 2030 году уровня удовлетворенности граждан условиями для занятий физической культурой и спортом;
ж) увеличение к 2030 году численности граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих услуги долговременного ухода, не менее чем до 500 тыс. человек из числа наиболее нуждающихся в таких услугах;
з) повышение к 2030 году уровня удовлетворенности участников специальной военной операции условиями для медицинской реабилитации, переобучения и трудоустройства;
и) создание и запуск к 2030 году цифровой платформы, способствующей формированию, поддержанию и сохранению здоровья человека на протяжении всей его жизни, на базе принципа управления на основе данных;
к) снижение уровня бедности ниже 7 процентов к 2030 году и ниже 5 процентов к 2036 году, в том числе уровня бедности многодетных семей до 12 процентов к 2030 году и до 8 процентов к 2036 году;
л) снижение коэффициента Джини (индекс концентрации доходов) до 0,37 к 2030 году и до 0,33 к 2036 году;
м) обеспечение повышения опережающими темпами минимального размера оплаты труда, в том числе его рост к 2030 году более чем в два раза по сравнению с суммой, установленной на 2023 год, с достижением его величины не менее чем 35 тыс. рублей в месяц;
н) утверждение в 2026 году новых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций и внедрение таких систем с 2027 года в целях обеспечения роста доходов работников бюджетного сектора экономики, предусмотренных 
указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
3. Установить следующие целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности":
а) создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;
б) увеличение к 2030 году численности иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования в российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях, не менее чем до 500 тыс. человек;
в) увеличение к 2030 году доли молодых людей, участвующих в проектах и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание, не менее чем до 75 процентов;
г) увеличение к 2030 году доли молодых людей, верящих в возможности самореализации в России, не менее чем до 85 процентов;
д) увеличение к 2030 году доли молодых людей, вовлеченных в добровольческую и общественную деятельность, не менее чем до 45 процентов;
е) обеспечение к 2030 году функционирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, основанной на принципах ответственности, справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию 100 процентов обучающихся;
ж) обеспечение продвижения и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей в рамках не менее 70 процентов проектов в сфере культуры, искусства и народного творчества, финансируемых государственными институтами развития, к 2030 году и не менее 80 процентов таких проектов к 2036 году;
з) повышение к 2030 году удовлетворенности граждан работой государственных и муниципальных организаций культуры, искусства и народного творчества;
и) формирование к 2030 году современной системы профессионального развития педагогических работников для всех уровней образования, предусматривающей ежегодное дополнительное профессиональное образование на основе актуализированных профессиональных стандартов не менее чем 10 процентов педагогических работников на базе ведущих образовательных организаций высшего образования и научных организаций.
4. Установить следующие целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни":
а) улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30 процентов к 2030 году и на 60 процентов к 2036 году;
б) обеспечение граждан жильем общей площадью не менее 33 кв.метров на человека к 2030 году и не менее 38 кв.метров к 2036 году;
в) обновление к 2030 году жилищного фонда не менее чем на 20 процентов по сравнению с показателем 2019 года;
г) устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда;
д) повышение доступности жилья на первичном рынке;
е) благоустройство не менее чем 30 тыс. общественных территорий и реализация в малых городах и исторических поселениях не менее чем 1600 проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды к 2030 году;
ж) реализация программы модернизации коммунальной инфраструктуры и улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг для 20 млн. человек к 2030 году;
з) строительство и реконструкция (модернизация) не менее чем 2 тыс. объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки к 2030 году;
и) обеспечение значимого роста энергетической и ресурсной эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленном и инфраструктурном строительстве;
к) увеличение к 2030 году в агломерациях и городах доли парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, не менее чем до 85 процентов;
л) увеличение к 2030 году доли соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения и дорог крупнейших городских агломераций не менее чем до 85 процентов, опорной сети автомобильных дорог - не менее чем до 85 процентов, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения - не менее чем до 60 процентов;
м) снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в полтора раза к 2030 году и в два раза к 2036 году по сравнению с показателем 2023 года;
н) увеличение к 2030 году авиационной подвижности населения не менее чем на 50 процентов по сравнению с показателем 2023 года при обеспечении к 2030 году доли самолетов отечественного производства в парке российских авиаперевозчиков не менее чем 50 процентов;
о) завершение до конца 2030 года капитального ремонта зданий дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, признанных нуждающимися в проведении такого ремонта по состоянию на 1 января 2025 г.;
п) обеспечение в рамках программы социальной газификации населения подключения к сетевому природному газу не менее чем 1,6 млн. домовладений к 2030 году и не менее чем 3 млн. домовладений к 2036 году;
р) оснащение к 2030 году необходимым оборудованием до 900 центров воспроизведения аудиовизуального контента в малых населенных пунктах (с численностью населения до 50 тыс. человек) в целях обеспечения доступа граждан к достижениям современного российского кинематографа, подключение таких центров к единой цифровой платформе, содержащей в том числе библиотеку аудиовизуального контента.

Национальные гуманитарные проекты: (http://government.ru/rugovclassifier/section/2641)

 

 В гуманистически ориентированной государственной политике Президента наряду с Правительством, Государственной Думой, другими федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественно-государственными институтами (Общественной палатой РФ и Народным фронтом РФ), принимает Государственный Совет России – конституционный государственный орган, формируемым Президентом Российской Федерации.

В структуре Госсовета создана 21 комиссия, в том числе «Инфраструктура для жизни», «Кадры», «Культура и традиционные духовно-нравственные ценности», «Молодёжь и дети», «Продолжительная и активная жизнь».

  На заседаниях Государственного Совета был рассмотрен ряд актуальных социогуманитарных проблем развития страны, в том числе, о ходе реализации национальных целей развития страны, повышении эффективности государственной молодежной политики, развитии добровольчества (волонтёрства) и социально ориентированных некоммерческих организаций, реализация  государственной культурной политики,  вопросы поддержки семей и целый комплекс других гуманитарных проблем.

    В целях оказания содействия Главе государства в реализации его конституционных полномочий, в том числе, в сфере социогуманитарного развития страны, созданы и эффективно функционируют Советы при Президенте России. Среди них:

 

Глава государства поддержал идею Национальной социальной инициативы, которая прозвучала на заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив 9 июля 2020 года. По его итогам Президент России поручил реализовать инициативу на всей территории страны. https://asi.ru/social/nsi/

Заметим, что национальная социальная инициатива (НСИ) - это система непрерывных улучшений качества услуг и сервисов в социальной сфере, основанная на принципах человекоцентричности, направленная на повышение качества жизни людей

.(Перечень поручений по итогам заседания наблюдательного совета АСИ • Президент России (kremlin.ru)

По поручению Президента АСИ разработан Региональный социальный стандарт (далее – Стандарт) – это комплекс современных управленческих практик и решений для повышения качества и доступности услуг в социальной сфере в субъектах Российской Федерации. Стандарт является одним из элементов Национальной социальной инициативы (далее - НСИ), направленной на повышение удовлетворенности граждан качеством оказания социальных услуг в различных жизненных ситуациях1, внедрение человекоцентричной культуры в государственное управление. (https://asi.ru/upload/184/soc-standart.pdf)

Президент Российской Федерации посвящает каждый год той или иной актуальной социогуманитарной или общественно-политической проблеме требующей наиболее пристального внимания государства и общественности, привлечения к ней общественного внимания.

 Так, 

  • 2006 год Дмитрия Лихачева,
  • 2007 – год русского языка
  • 2008 – год семьи
  • 2009- год молодежи
  • 2010 –год учителя
  • 2011 –год российской космонавтики
  • 2012 – год российской истории
  • 2013 - год окружающей среды
  • 2014 - год культуры
  • 2015 – год литературы
  • 2016 – год российского кино.
  • 2017 –год экологии и к 100-летию исторических трансформаций в России
  • 2018 – год добровольца (волонтера)
  • 2019 - год театра 
  • 2020 – год Памяти и Славы
  • 2021 - год науки и технологий
  • 2022 - год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
  • 2023 - год педагога и наставника
  • 2024 –год семьи
  • 2025 -год защитников Отечества

 

По инициативе Президента России внесены существенные, инновационные, объективно необходимые изменения по все государственные социогуманитарные политики: социальную, семейную, образовательную, культурную, молодежную, политику в отношении женщин, старшего поколения, детства, демографическую, политику в сфере здравоохранения, укрепления традиционных духовных ценностей, политику в сфере гармонизации межнациональных и межконфесиональных отношений, формирования солидарного общества, историческую политику, символьную политику, политику памяти и др.

 В соответствии с основными установками «гуманистического, демократического управленческого кодекса» главы российского государства в его политико-коммуникационной деятельности с общественностью используется организация комплекса диалоговых встреч: тематических - по актуальным проблемам развития страны, «категориальных» - с различными категориями населения (лидерами парламентских партий, национальных и конфессиональных объединений, молодежью, пенсионерами, ветеранами, бизнесменами, учителями, врачами, деятелями культуры, спортсменами, военнослужащими, рабочими, учеными, блогерами, журналистами, семьями, участниками СВО и их семьями, родителями, военкорами и т.д).

Одной из форм реализации «гуманистического, демократического управленческого кодекса» главы российского государства является проведение прямых линий Президента с населением страны. С 2001 года впервые в мировой практике института президентства, глава российского государства ежегодно проводит 3-4-х часовые резонансные, имеющие многофункциональное значение телевизионные «Прямые линии» с гражданами страны, в том числе, совмещенные с пресс-конференциями. Прямые линии являются эффективной формой прямой, совещательной демократии, диалога, общения главы государства с населением, качественно новой формой изучения общественного мнения, масштабной «фокус-группой».

За время проведения прямых линий к Президенту поступило более тридцати миллионов вопросов от населения, в том числе, на прямую линию – 2024 поступило почти 2.5 млн. вопросов и наказов.

   Этот коммуникационный формат Президента с гражданским обществом   действительно, в полной мере можно считать своеобразным «народным собором», «народным наказом», «народным, гражданским посланием» высшему должностному лицу страны.

Как считает, Президент России «этот проект [«Прямая линия»] реализуется нами не первый год, но не теряет своей актуальности и важности. Это не просто такой масштабный социологический опрос, массовый и очень полезный, конечно. Дело не только в этом. Дело в том, что это живая обратная связь с людьми, и она помогает выявлять наиболее острые проблемы именно на данный момент времени и соответствующим образом реагировать на эти запросы людей».

Важнейшим компонентом гуманистического политико-управленческого кодекса Президента России является иницированная им и функционирующая человекоцентрированная система оценки эффективности органов государственной власти.

Она основана на следующих гуманистических установках Президента России:

  •  «Оценивать результаты проделанной работы надо не по количеству снятых с контроля поручений или по объёму написанных отчётов – это у нас делать умеют, научились. Люди должны почувствовать реальные перемены к лучшему. Должны почувствовать, например, что стало проще создавать своё дело, устроить ребёнка в детский сад, переехать в новое, более комфортное жильё, получить качественную медицинскую помощь»;
  • «Для людей важно, что реально сделано и как это улучшает их жизнь, жизнь их семей. И не когда-нибудь, а сейчас».
  • «Россия – это, прежде всего, люди, которые считают ее своим домом. Их благополучие и достойная жизнь – главная задача власти. Любой!;
  • «Внимание к проблемам здравоохранения, образования, обеспеченности жильём должно быть, безусловно, выше, должно быть неослабным и постоянно находиться в центре нашего внимания. На всех уровнях власти нужно строить работу так, чтобы интересы и нужды, запросы людей всегда стояли во главе угла, в том числе в ходе реализации будущих крупных инвестиционных проектов».
  • «Ключевой критерий эффективности нашей работы – это оценка граждан, мы с вами об этом многократно уже говорили, как они воспринимают динамику, темп, качество изменений в их жизни. Хочу ещё раз обратить на это внимание всех коллег
  • «Результаты, эффективность работы власти должны оцениваться, прежде всего, исходя из интересов семьи, роста её благосостояния. Именно семья должна быть в центре всей государственной политики.
  • «Большая многодетная семья должна стать нормой, философией жизни общества, ориентиром всей государственной стратегии.
  • «Главный результат наших программ измеряется не тоннами, километрами и суммой потраченных денег. Главное – это оценка людей, то, как меняется к лучшему их жизнь.
  • Ресурсы в реализацию нацпроектов направляются значительные. И конечно, люди должны видеть конкретные, осязаемые результаты непосредственно там, где они живут.

 Эти гуманистические критериальные политические установки главы государства были предельно конкретизированы как мы уже отмечали выше, в Указе Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" и Указе Президента Российской Федерации от 28 ноября 2024 г. № 1014 “Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации”  от 29 ноября 2024, в показателях рейтинга оценки усилий региональных органов исполнительной власти по созданию качественной среды для жизни граждан разработанном агентством стратегических инициатив (АСИ) по рекомендации Президента РФ. Как известно, для получения объемной картины качества жизни среды рейтинг оценивает факторы среды, влияющих на жизнь людей по 3 направлениям: субъективная удовлетворенность жителей, объективные факторы среды и динамика их изменений. (Рейтинг качества жизни (asi.ru)

   Реализация гуманистического политико-управленческого кодекса Президента РФ на практике обеспечила формирование комплекса позитивных тенденций в социогуманитарной сфере страны, в сфере человеческого развития.

 Об этом свидетельствует следующий комплекс научно-обоснованных, интегральных и частных объективных индикаторов и показателей общественно-политического и человеческого развития:

  • интегральный показатель качества жизни и качества развития человеческого потенциала страны как «индекс развития человеческого потенциала», включающий национальное богатство страны, уровень образования и здоровья населения. С 2016 года, согласно Докладу Программы развития ООН «О человеческом развитии», Россия вошла в совокупную группу стран с очень высоким уровнем человеческого развития»;
  • средняя продолжительность жизни возросла с 65 лет в 2000 году до 72.8 года в 2024 году.  

 

В Послании 2024 года Президентом поставлена задача «к 2030 году ожидаемая продолжительность жизни в России должна составить не менее 78 лет, а в дальнейшем, как мы и планировали, предстоит выйти на уровень «80 плюс». На решение этих задач будет нацелен национальный проект «Продолжительная и активная жизнь».

  • смертность населения снизилась с 15.3 на 100 тыс. населения в 2000 году до 12.5 в 2024 году.
  • рождаемость на одну женщину сейчас выше, чем в 1990-е. Если в 1999 году коэффициент суммарной рождаемости (среднее количество детей, рожденных женщиной в течение репродуктивного периода с 15 до 50 лет) составлял 1,157, то в 2024 году - около 1,44 на одну женщину.
  • за последние 25 лет коэффициент естественной убыли населения снизился с (-6.6) на 1000 населения до (-3.2), т.е. в 2 раза. (коэффициент) естественного прироста (убыли) населения рассчитан как разница между рождаемостью (количество рождённых на 1000 жителей за год – В.Т.)
  • С 2016 года увеличивается число рождений третьих и последующих детей. В 2022 году по сравнению с 2016-м рост суммарного коэффициента рождаемости третьих и последующих детей составил 11,5%», 
  • За последние 5 лет почти на 27% увеличилось число многодетных семей. Сейчас их почти 2,3 миллиона, число детей в таких семьях возросло на 30% и составило 7,4 миллиона человек.
  • младенческая смертность, как важнейший индикатор здоровья женщин и развития здравоохранения, снизилась по сравнению с 2000 годом в 3 раза и является одной из самых низких в мире (ее уровень ниже, чем в европейском регионе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Россия входит в перечень лучших стран мира по этим показателям.
  • материнская смертность снизилась в 3,5 раза и достигла своего абсолютного исторического минимума. В системе российского здравоохранения с 2000 года количество перинатальных центров возросло в несколько раз.
  • в стране регистрируется постепенное снижение доли детей, рожденных вне зарегистрированного брака, улучшается соотношение регистрируемых браков и разводов.
  •  благодаря своевременно оказанной помощи семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, наметилась позитивная тенденция к сокращению численности детей, родители которых лишены родительских прав.
     За последние годы в несколько раз увеличилась численность детей, переданных на воспитание в семьи граждан, что рассматривается как положительная динамика на фоне ежегодного снижения этого показателя за предыдущие годы.
  •  отмечается устойчивая тенденция к снижению числа абортов. Число абортов на 100 родов за 25 лет снизилось в 4.5 раза.
  • сокращается число родителей, которые лишены родительских прав
  • за последние 25 года отмечается позитивная тенденция повышения макросоциального и индивидуального психологического самочувствия населения. Об этом свидетельствуют и данные экспертов в области социальной антропологии и политической психологии, социологии и позитивная динамика таких наиболее чувствительных и точных измерителей социо-психологического самочувствия как уровень самоубийств, убийств, брачности и разводов, индикаторов миграционной динамики и ряд других показателей.
  •  уровень самоубийств (как наиболее точный показатель уровня психологического самочувствия) в российском социуме в 2023 году снизился по сравнению с 2000 годом более чем в 3.5 раза. В 1990-х годах Россия занимала второе место в мире по частоте самоубийств, в 2018 году — пятнадцатое. В настоящее время уровень самоубийств в России самый низкий с начала 1960 годов.
  • отмечается последовательное снижение количества убийств (как наиболее точный показатель уровня агрессивности в обществе). Уровень убийств (их количество на 100 тысяч населения) в 2000-м составлял 28. Сейчас этот уровень 3,7, то есть снизился более чем в 8 раз. Это само по себе огромное достижение, ведь даже в советские годы он практически не опускался ниже 6, а с конца 60-х за десять лет удвоился (перейдя к снижению в начале 80-х). Нынешний уровень ниже даже того, что был в конце XIX века в Российской империи — то есть мы практически вернулись на полтора века назад.
  • число погибших в ДТП за 20 лет снизилось более чем в два раза.
  • уровень потребления алкоголя в стране за последние 15 лет снизился почти вдвое.
  •  Благодаря комплексу системных мер удалось стабилизировать наркоситуацию, сформировать тенденцию сокращения потребления наркотиков и снижения уровня смертности молодежи, вызванной наркотической зависимостью.

 

  • По данным 55 этапа российского социологического мониторинга «Как живешь, Россия?», отражающего динамику восприятия основными группами и слоями населения социально-политической ситуации в России, проведенного Центром стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН за 25 лет  государственной деятельности В.В.Путина возросли все основные интегральные индикаторы, характеризующие общественно –политическое развитие: индекс гражданского потенциала общества в России, индекс обеспечения государством норм демократической жизни в обществе, индекс выполнения государством своих основных обязанностей перед обществом, индекс обеспечения государством гарантий прав и свобод человека и гражданина, индекс развития гражданского общества (оценка гражданами восьми сущностных критериев). Анализ данных института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН показывает, что улучшились индикаторы социально-политической устойчивости включающие: отношение населения к курсу экономических реформ, уровень социально-политической отчужденности, уровень доверия социальным и политическим институтам, обеспечение государством норм демократического общества.
  • Важно, что общий, интегральный индекс социально-политической устойчивости страны находится в зоне стабильного развития. (см. 
  •  31 января 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты мониторингового опроса о том, как россияне относятся к своей стране.
  • Подавляющее большинство россиян гордятся Россией, ее историей и культурой (92%, 2022 г. — 91%), и показатель остается одинаково высоким во всех возрастных группах (91–95%). При этом две трети наших соотечественников отмечают, что за последний год стали гордиться своей страной больше (64%, 2023 г. — 62%), чаще всего положительно на этот вопрос отвечали граждане старше 60 лет — 70%.
  • По оценке ВЦИОМ показатель одобрения деятельности Президента в сентябре 2025 года  составил 76,3% . На прямой вопрос о доверии Владимиру Путину в сентябре 2025 года  положительно ответили 79,3% респондентов (ссылка: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/reitingi-doverija-politikam-ocenki-raboty-prezidenta-i-pravitelstva-podderzhka-politicheskikh-partii-26092025)

Для сравнения. Уровень одобрения  лидерам европейских стран, США и Индия  в сентябре 2025 года:  Эммануил Макрон (15%), Фридрих Мерц – 23%,   Кир Стармер - 24%, Джорджиа Милони – 40%, Дональд Туск – 41%, Дональд Трамп - 45%. Наиболее высокий уровень доверия у Нарендра Моди – 71%. (ссылка https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.471363b7-68d8e22b-0e5ff370-74722d776562/https/www.statista.com/statistics/1456852/world-leader-approval-ratings/)

 Отметим также, что в странах ЕС только 36% доверяют своим национальным правительствам и 37% доверяют своим национальным парламентам. (в  РФ – более 50%, М.В. Мишустину -60%)  

 В целом, итоги социогуманитарного развития страны за годы государственной деятельности Президента России свидетельствуют о том, что в Российской Федерации идет процесс постепенного становления суверенной модели человекоориентированного государства – цивилизации, государства, в котором создаются условия для развития человека.

 Как справедливо считает Святейший Патриарх Кирилл - «кормчий Русской Православной Церкви» (А.Шипков), «духовный лидер и наставник миллионов» (Д.Медведев), «выдающийся мыслитель современной России» (В.Мединский), «Иоанн Златоуст нашего времени» (Ю.Вяземский)

 

  • «Россия стала действительно современным, научно-технически развитым, духовно богатым, многонациональным государством, где так гармонично сочетаются интересы отдельных народов и этносов с общегосударственными интересами». 
  • «Преображение облика России, укрепление ее суверенитета и обороноспособности, защита национальных интересов, поступательное социально-экономическое развитие, забота о благополучии сограждан — вот лишь некоторые из очевидных и неоспоримых результатов многолетней совместной работы различных ветвей власти и общественных институтов, осуществляемой под Вашим руководством».
  • «Хотел бы поблагодарить Президента нашей страны Владимира Владимировича Путина за уверенный политический курс, направленный на консолидацию усилий по утверждению в жизни соотечественников традиционных духовно-нравственных ценностей, а также, на сохранение богатого национального исторического и культурного наследия».

7