О запрете на навязывание потребителю дополнительных товаров
21.04.2025
Проблема навязывания потребителям дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату имеет большое общественное и социальное значение, поскольку подобные действия хозяйствующих субъектов (продавцов, исполнителей, владельцев агрегаторов) зачастую основаны на манипулировании, угрозе применения к потребителю негативных последствий от принятия условий (отказ в заключении договора, неприменение скидки на товар или услугу, взыскание с потребителя убытков или неустойки).
Именно на решение этой проблемы направлен Федеральный закон от 07.04.2025 г. №69-ФЗ, которым внесены изменения в статью 16 Закона о защите прав потребителей.
Согласно указанным изменениям продажа дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) за отдельную плату осуществляется продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) исключительно с согласия потребителя, которое должно быть оформлено в письменном виде.
Запрещается навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату до заключения основного договора. Не допускается проставление продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) автоматических отметок о согласии потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) или выражение такого согласия за потребителя.
Потребитель сможет потребовать вернуть деньги, если у него не спросили согласие при продаже дополнительного продукта или навязали его. Срок на такой возврат составит три календарных дня с даты предъявления соответствующего требования.
Федеральный закон от 07.04.2025 г. №69-ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Сергей Степанов
