Молодой невролог из Ухты: «Результат моей работы — наблюдать, как растет здоровый ребенок»
БНК 25.09.2024
Виктория Гончар с детства хотела стать доктором. Сейчас ей 28 лет, и ее мечта стала реальностью: она невролог в Республиканской детской больнице. Для проекта «Земский доктор» молодой врач рассказала БНК о своем пути в медицину и открытиях, которые ей преподносит работа.
Восемь лет обучения — шесть на педиатра и два в ординатуре на невролога — срок немаленький, но необходимый для получения гордого звания «врач». Ухтинка Виктория в детском саду не представляла, сколько ей придется провести за учебниками, но уже тогда с любопытством «лечила» кукол:
— Не знаю, честно говоря, почему, но мне всегда нравилось с игрушками играть в доктора. Укольчики разные, операции... С детских лет был интерес к этой теме.
Страсть к медицине не пропала и в школе. Виктория пытливо изучала химию и биологию, как только они появились в расписании, участвовала в профильных олимпиадах. Медицинских классов в Ухте не было, но девушку это не останавливало. С одобрения родителей она решила поступать в Ижевскую медицинскую академию: посоветовали знакомые врачи из окружения семьи, так как там «старая школа» и крепкий преподавательский состав.
— Никто не отговаривал учиться на врача. Наоборот — подначивали, говорили: «Будет свой семейный врач», — вспоминает Виктория.
К ЕГЭ и вступительным экзаменам она готовилась самостоятельно. На репетиторов ресурсов не было, поддерживали школьные учителя. Дисциплина и упорство, укрепившиеся в это время, очень помогли в Ижевске. Учеба в медакадемии для многих — вызов: огромная теоретическая база, часы практики у кровати пациента. Все это очень важно для профессии, и даже в свободное время Виктория занималась изучением человеческого организма.
— Много кружков было: хор, вокал, театральный — развиваться можно было и в этом направлении. Я же занималась в научном кружке. Мы много статей писали, в том числе ВАК [работы для издательств, одобренных Высшей аттестационной комиссией — прим. БНК]. Патент помогали писали по способу использования одного изобретения, — рассказывает доктор. Она участвовала в исследования на кафедре неврологии, где изучали когнитивный статус у детей с эпилепсией на фоне противосудорожной терапии — как меняются интеллектуальные способности при заболевании и чем может помочь врач.
Педиатрия не была первым выбором Виктории, девушка подавала документы и на терапию. Уговорили близкие, но об решении она нисколько не жалеет:
— Ребенок не может сам себя вылечить. Он зависим от взрослых и в большей степени от врача, так как родители не всегда могут понять суть лечения. Дети более лабильные, более энергичные. Те заболевания, которые могут быть у взрослых, легче лечатся. Видишь результаты, плоды своей работы: как ребенок вырастает, здоровый или на поддерживающей терапии, может выйти в свет, социализироваться. Работа с детьми — позитивная, со взрослыми — не с моим характером. Я мягкий человек, достаточно эмоциональный, поэтому с детьми лучше контакт идет. Обратная сторона медали — у детей заболевания могут прогрессировать быстрее. Если говорить о печальном исходе: они не успели пожить, увидеть эту жизнь. Это тяжелее, но и стимул есть их вылечить.
В своем желании работать именно с детьми Виктория укрепилась в ординатуре по профилю «Неврология», которую тоже проходила в Ижевске. Поступить удалось по целевому направлению от Республиканской детской больницы в Сыктывкаре.
— Мне нравится мой край, здесь у меня родные и близкие. Большие города — это не мое. Меня устраивает спокойная, как у нас в республике, атмосфера, где люди не спешат никуда. Понравилась идея целевого обучения: после шести лет, когда ты потратил кучу энергии и нервов, просто взять и со спокойной душой поступить. Плюс у тебя будет реальное место работы. У меня было место от республики: я сдала нужные мне экзамены и поступила.
По мнению Виктории, целевое обучение — эффективная мера по борьбе с дефицитом кадров. Выгодно не только региону, а самому специалисту, так как это гарантированное место учебы и работы.
Неврология у молодого врача вызывала любопытство. Среди товарищей Виктории ходила шутка, что на этом направлении мозг изучает сам себя. Область еще не до конца изучена, часть заболеваний остаются загадками для врачей.
— В этом плане есть рост как профессионала. Ты всегда можешь что-то новое узнать, к чему-то новому прийти. Это всегда какие-то сложные задачки, которые ты можешь решить. Прийти к результату — и победить болезнь, — рассказывает доктор.
Сразу после выпуска Виктория вернулась в Коми, в Республиканской детской больнице она работает уже неполные два года. При трудоустройстве как узкий востребованный специалист получила выплату от государства — 500 тысяч рублей. Деньги оказались хорошим подспорьем. В Сыктывкаре, в отличие от Ухты, она новый человек. При переезде деньги пригодились на ремонт в квартире и ее обустройство — теперь молодой медик прочно обосновалась в столице Коми.
Врача в детской больнице взяли под крыло коллеги-наставники. В сложных случаях собирают консилиумы, а в самых трудных запрашивают помощь в федеральных центрах. Юные пациенты — наблюдает Виктория подростков — часто обращаются с головными болями, болями в спине, обмороками и головокружениями. Острый период — перед экзаменами, в частности, ЕГЭ. Но сейчас невролог начала сталкиваться с редкими заболеваниями. Только за год семь детей госпитализировали с рассеянным склерозом, который встречается у взрослых.
— Мы предполагаем, что сыграл роль ковид. Этот вирус действует на центральную нервную систему, вызывает аутоиммунные заболевания, что уже доказано. Рассеянный склероз, который является аутоиммунным заболеванием, вполне может быть последствием ковида. Плюс коронавирус сжирает витамин Д, он пониженный после того, как его перенесешь. Низкий витамин Д — это риск реализации рассеянного склероза. Есть дети сыктывкарские, с районов, то есть нет закономерности по территориальному признаку. Есть 14-летние, есть 17 лет. Болезнь протекает по-разному: у кого-то один раз выстрелило, у кого-то уже несколько обострений было, — пояснила врач.
Наукой Виктория продолжает заниматься даже с напряженным графиком в больнице. Она готовит доклад на региональную конференцию как раз по рассеянному склерозу у детей.
— У невролога всегда много пациентов. Я чувствую себя нужным специалистом в республике. Мне нравится работать с пациентом и разбираться в его патологии, большего, в принципе, и не надо.
БНК
Опубликовано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми