Как сообщает «БНК», соответствующее постановление вынесено после проверки постановления губернатора Московской области, определившего для региона список мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции.
Так, постановлением от 12 марта 2020 года № 108-ПГ на территории Московской области был введен ряд ограничений, в том числе запрет на свободное перемещение, если оно не связано с производственной или иной необходимостью. Однако один житель подмосковного Протвино проигнорировал запрет, о чем был составлен административный протокол. Статья 20.6.1 КоАП РФ предусматривает за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения довольно широкое усмотрение суда - предупреждение или штраф от одной до 30 тысяч рублей. Однако Протвинский городской суд Московской области не смог однозначно ответить, имеет ли он право наказать мужчину, и с целью «исключить необоснованное привлечение гражданина к административной ответственности» обратился в Конституционный суд.
Анализ действующего законодательства показывает, что органы государственной власти субъектов РФ вообще не наделены правом ограничивать права и свободы граждан РФ, - указано в запросе.
Кроме того, согласно положениям статьи 55 Конституции РФ ограничение конституционного права человека должно быть прямо оговорено в законе, в то время как постановление руководителя субъекта РФ таковым не является.
Судьи Конституционного суда РФ проанализировали ситуацию с точки зрения конституционно приемлемого баланса между защитой жизни и здоровья граждан и правами и свободами отдельного человека. В данном случае, полагают они, более значимы и первичны интересы общества в целом, оспоренная норма признана не противоречащей Основному закону страны.
Установление этого положения было продиктовано объективной необходимостью оперативного реагирования на экстраординарную (беспрецедентную) опасность распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), вводимые им меры не носили характера абсолютного запрета, допуская возможность перемещения граждан при наличии уважительных обстоятельств, были кратковременными, а возможность их установления получила своевременное подтверждение в федеральном законодательстве, - указал Конституционный суд.