За четыре месяца жители Коми отдали мошенникам свыше 380 миллионов рублей
БНК 07.05.2025 18+
Тем временем в 2024 злоумышленники завладели суммой более миллиарда. Какие схемы используются злоумышленниками и как можно уберечь свои накопления, рассказали 7 мая в общественной приемной главы Коми.
Практически ежедневно десятки жителей республики становятся жертвами мошенников, указал старший прокурор отдела управления по контролю за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Коми Ирбек Дреев. В 2024 году зарегистрировано около 3,7 тысячи преступлений против собственности с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Люди потеряли 1,3 миллиарда рублей. Кроме того, с января по апрель 2025 жители региона отдали мошенникам больше 380 миллионов. Причем злоумышленники получают не только накопления граждан, но и взятые в кредит суммы.
Чаще всего жертвами становятся люди трудоспособного возраста. Каждый третий — старше 60 лет, подчеркнули на прямой линии. На защищенность от мошенников не влияет высшее образование и даже осведомленность об используемых схемах. Жители просто не могут совладать со своими эмоциями и правильно оценить происходящее, рассказал Ирбек Дреев.
Распространенным сценарием мошенничества стала имитация биржи.
— 45-летняя женщина из Сыктывкара увидела объявления по продаже акций, перешла по ссылке и заполнила анкету. Ей позвонил куратор, который рассказал о возможной прибыли на бирже. Женщина зарегистрировалась на иностранном сайте и установила мобильное приложение, позволяющее управлять ее телефоном удаленно. Сначала она якобы внесла на свой счет в аккаунте 10 тысяч рублей. Для видимости заработка на счет на следующий день поступило 5 тысяч. В дальнейшем по указанию кураторов она в течение двух месяцев перевела на различные банковские счета 3 миллиона. Причем это были не ее сбережения, а деньги, полученные в кредит в четырех банках и взятые в долг у соседки. Куратор больше на связь не выходил, а женщина осталась с большими долгами, — привел пример Ирбек Дреев.
Он упомянул и другие схемы аферистов. Они под предлогом предложения нового тарифа от оператора сотовой связи спрашивают данные и коды в СМС-сообщениях, тем самым получая доступ к Госуслугам. Представляясь сотрудником банка, преступники говорят жертве о попытке похищения денег и просят перевести их на «безопасный счет» в Центробанк на время. Аферисты требуют предоплату или всю сумму за несуществующие товары в интернете, а после не выходят на связь. Они обещают людям «компенсации» и «льготы» от государства, а для их оформления уведомляют о необходимости оплаты «госпошлины», которая идет в карман мошенников.
Самое сложное при расследовании — найти злоумышленника. Получаемые им деньги переводятся между разными счетами для запутывания следов. Обычно остальные члены «преступной цепочки» отрицают причастность, говоря об утрате карты или ее продаже. Но сегодня уже сформировалась судебная практика по взысканию сумм неосновательного обогащения. Владельцы счетов должны доказать правомерность получения средств, а если это не удается, то вернуть деньги, которые фактически они и не получали на руки. Доводы о передаче карты третьим лицам не спасут хозяина, так как тогда подтвердится нарушение банковского обслуживания.
Также в борьбу с мошенниками вступает Роскомнадзор, который, например, разработал систему контроля состояния идентификационных модулей, или КСИМ. Она проверяет достоверность данных абонентов в базах операторов связи, рассказала главный специалист-эксперт отдела контроля и надзора в сфере связи управления Роскомнадзора по Коми Кристина Жукова. Система сверяет информацию со сведениями МВД, ФНС и ИСИА. Если данные расходятся, ведомство отправляет запрос операторам на уточнение данных.
Один из самых действенных способов распознать мошенников — это дезориентировать их и нарушить сценарий. Например, можно самостоятельно начать задавать вопросы злоумышленнику: в каком он звании, давно ли работает, какие знает достопримечательности города.
— К сожалению, потерпевшие такие вопросы задают уже после того, как стали жертвами мошенников, настоящим сотрудникам полиции, которые приехали помочь. Начинают спрашивать удостоверение, повестки, основания вызова, отказываются подписывать процессуальные документы, — сообщил Ирбек Дреев.
Он рекомендует «не бежать сломя голову» в банк и совершать указанные мошенниками действия. Нужно собраться с мыслями, прекратить звонок, рассказать о нем близким и обратиться по номеру, который действительно принадлежит организации. Также не надо сообщать коды из сообщений, добавил старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД по Коми Роман Молдован. По его словам, не стоит посещать подозрительные сайты и сообщества деструктивного характера в соцсетях, хранить в гаджетах пароли и фото личного характера, пренебрегать двухфакторной аутентификацией.
