Врач-египтянин о Сыктывкаре и пациентах: «Людям нравится со мной работать»
БНК 06.10.2025
Уроженец Каира Халил Риад Кауд с 2024 года работает терапевтом в Сыктывкарской поликлинике №3. Столица Коми на протяжении нескольких лет для него второй дом: тут он учился, проходил практику и продолжает совершенствоваться в профессии. В интервью БНК медик рассказал, почему выбрал Сыктывкар и остался здесь, как выстраивает отношения с пациентами, а также про свои спортивные рекорды.
Риад — первый врач в семье. Родители поддержали идею пойти в медицину. На родине у него была возможность получить соответствующее образование, но будущий врач захотел уехать.
— Хотел путешествовать и получить образование за рубежом. Переехал только из-за этого — было желание учиться где-то в другом месте. После школы принял решение. В России у меня есть знакомый, изначально я попал не в Сыктывкар, а в Чебоксары. Там прошел подготовительный курс: русский язык, физика, химия, биология, но не остался. У меня в Сыктывкаре были знакомые: сказали, что город тихий, хороший. Для начала это хорошо — спокойный, небольшой город.
Выбор столицы Коми Риад объясняет тем, что в мегаполисе ему было бы сложнее. Русский язык на тот момент еще надо было подтянуть.
— Я не жалею, что выбрал Сыктывкар, — подчеркивает врач.
Риад поступил на «Лечебное дело» в СГУ им. Питирима Сорокина. Вуз — площадка для обучения студентов-медиков из разных стран. Первый год обучения для иностранцев был на английском.
— Нравилась химия. Анатомия для всех сложна в начале. Когда начали учиться на русском, были сложные моменты, но мы справлялись. Потому что на протяжении трех лет очень плотно занимались именно медициной на русском языке. У нас была особая книга — «Медицина на русском», — вспоминает Риад.
В ходе учебы с адаптацией трудностей не возникло. Самое необычное, конечно — зима, снег и холод. О доме в Коми мало что напоминало, только потепление. Поддерживали другие студенты из Египта:
— Свои напоминали о доме. В целом общение с людьми. Были русские, которые ездили в Египет. В беседах они много говорили о доме, о Египте, что им понравилось, что все было хорошо.
Риад хорошо владеет русским и даже в общении с другими иностранцами на втором языке передавать некоторые вещи быстрее:
— Удобнее общаться на своем языке. Но есть слова, которые чисто на русском. Я не говорю, что они не переводятся, но мы привыкли их произносить на русском.
В словаре Риада даже есть слова на коми языке, больше всего запомнилось «аддзысьлытӧдз», то есть «до свидания». Еще во время учебы студентов приглашали на национальные мероприятия, например, «Лямпиаду», устраивали поездки в село Ертом Удорского района, Корткеросский район, Сосногорск. По дому Риад скучает, держит связь с родными и периодически летает к семье.
Пациенты, встречаясь с врачом-иностранцем, удивляются. Первый опыт был еще во время практики и подработки. Риад знаком с республиканский онкологическим диспансером, сыктывкарской и республиканскими больницами, поликлиниками, в том числе коммерческой.
— Конечно, было интересно работать с пациентами. И пациентам тоже интересно. Они к такому не привыкли. Рассказывали много чего, задавали много вопросов, даже не по медицине, общие. Не было такого, что иностранец работает в лечебно-профилактическом учреждении, больнице или поликлинике еще и лечит. Им было интересно. Конечно, важно тут доверие. Понятно, что, если не привыкли к такому, то сомнения будут. Я думаю, это нормально. Относились ко мне люди очень хорошо. Я много усилий не прилагал, чтобы получить информацию от пациента. Задаешь первый вопрос, и люди сами рассказывают, что есть, без напряжения, никто ничего не скрывал, — пояснил врач.
После шести лет обучения Риад хотел сменить город, но остался в столице Коми, чтобы получить узкую специальность. Здесь, по его словам, достойный уровень образования и преподаватели. Выбрал снова СГУ им. Питирима Сорокина.
— Я чувствовал, что шести лет недостаточно. Нужно еще образование, специальность. Сейчас я заканчиваю второй год ординатуры по хирургии, — рассказал Риад. После выпуска следующим летом Риад получит диплом по общей хирургии. Он еще раздумывает, на чем именно специализироваться в будущем — челюстно-лицевой или торакальной. Оба направления востребованы:
— Любой медик, любой врач востребован. Люди должны это ценить, и сами врачи тоже.
Родители не одобрили решение остаться в Коми, они хотели видеть сына поближе к дому. Риад же параллельно учебе работает терапевтом. В поликлинике №3 пациенты и коллектив тепло его приняли. Благодаря практике в других учреждениях, врач быстро адаптировался на месте.
— Есть такие пациенты, которые считают, что терапевт — универсальный врач. А есть те, которые приходят и просят направление к кому-то: «Я хочу к неврологу», «Я хочу к хирургу», «Я хочу к эндокринологу». Мне это не очень нравится, это неуважительно. Сначала пациент должен рассказать о жалобах. Мы, терапевты, сами определим, нужен ли хирург или эндокринолог. А есть пациенты, которые все рассказывают, хотя амбулаторный прием ограничен по времени, — делится врач. За смену Риад принимает в среднем 30 пациентом, но летом было и по 49.
В Сыктывкаре Риад начал профессионально заниматься пауэрлифтингом и стал мастером спорта международного класса. В его копилке — соревнования в Коми, Кировской области и рекорд: становая тяга — 280 кг в категории 82 кг.
Планов на будущее у Риада много, и над их воплощением предстоит еще потрудиться:
— Я здесь привык работать, — подчеркнул он. — Не знаю, как будет дома.
БНК
