Всего обработано новостей: 174027
Обработано новостей за 72 часа: 325

Владимир Теребихин. Экспертное мнение: Некоторые идеи к проектированию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения в РК

19.11.2024


Как известно, в республике в настоящее время в рамках XV Гражданского форума проходят мероприятия по обсуждению актуальных общественно-политических и   социогуманитарных проблем (демографических, социальных, процессов здоровьясбережения, развития человеческого потенциала), а в Государственном  Совете республики начался процесс обсуждения проблем реализации государственных программ и национальных проектов в 2025 году.

Нам хотелось бы обратить внимание участников  Гражданского форума и депутатов на тот факт, что повышению эффективности процессов народосбережения, реализации    государственных  программ, нацпроектов  способствовало бы осуществления комплекса эффективных и  системных мер по снижению высокого  уровня алкоголизации населения региона.        

Высокий уровень алкоголизации населения снижает эффективность реализации в регионе комплекса государственных политик обеспечивающих процессы народосбережения, достижения социогуманитарных целей национального развития в республике, является одним из факторов роста смертности, снижения рождаемости, высокому уровню разводов, преступности, самоубийств (в 2 раза превышающим среднероссийский уровень и уровень СЗФО), смертности от убийств, преступности  и других негативных форм девиантного поведения, алкоголеобусловленных показателей.     

Озабоченность общественности и органов государственной власти проблемой алкоголизации населения в регионе основываются на объективной оценке, сложившейся сложной алкогольной ситуацией в республике.

Как отмечается в докладе, «основой для составления рейтинга стали данные по числу умерших от отравления алкоголем, количеству больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом «алкоголизм» и «алкогольный психоз», преступлениям, совершенным нетрезвыми россиянами, а также региональному объему проданной в регионе алкогольной продукции в литрах чистого спирта. Кроме этого, при составлении рейтинга учитывалось число правонарушений, связанных с незаконным производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, действие регионального антиалкогольного законодательства, число часов запрета продажи алкоголя в сутки, а также количество дней в году, когда полностью запрещена продажа алкогольной продукции. Учитывался объем продаж по следующим видам алкогольной продукции: водка, ликероводочные изделия с содержанием этилового спирта свыше и до 25%, коньяк и коньячные напитки, вино натуральное и игристое, винные напитки, пиво».

По оценкам  экспертов проекта «Если быть точным» по уровню  пьянства, алкоголизации  регион относится к группе субъектов, где эта проблема выражена выше среднего Где в России больше всего пьют и умирают от алкоголя: рейтинг «Если быть точным» (tochno.st)  

По данным  Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками РФ республика по итогам 2023 года занимает 3 место среди субъектов России по розничной  продаже алкогольной продукции на душу населения (в литрах этанола). Уровень продажи алкоголя в регионе примерно в 1.7 раза превышает среднероссийский уровень.  fsrar.gov.ru/files/31436_статсборник _2021-2023.pdf 

Суммарно от всех причин, связанных с воздействием на организм алкоголя в 2023 году погибло более 400  человек, что составило 5,1 % всех смертей за год (по данным государственного доклада «О состоянии санитарно–эпидемиологического благополучия в Российской Федерации» по Республике Коми в 2023 году» / Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми - г. Сыктывкар 2024 год).

Анализ смертности от внешних причин показал, что за 3-летний период с 2020 по 2022 годы средний уровень смертности от внешних причин, связанных с алкоголем среди совокупного населения Республики Коми составил 56,6 на 100 000 населения, от хронический алкоголизм; 5,3 акогольные психозы; 0,5 болезни печени; 32,3 хронический панкреатит; 3,2 кардиомиопати; 24,7 дегенерация нервной системы; 6,7 кардиомиопатии – 9,2 и от алкогольной болезни печени – 16,7 на 100 000 населения. 

В республике отмечается тенденция роста смертности от внешних (предотвратимых) причин (от убийств, самоубийств, дорожно-транспортных происшествий, алкогольных отравлений и др.) связанных с негативным образом жизни и, прежде всего, с алкоголизацией. Интенсивные показатели общей смертности от отдельных причин смерти в районах и городах Республики Коми в 2019 - 2023 гг. , на 100 тыс.среднегодового постоянного населения Сборник 2023 года (1).pdf)

Уровень смертности от этих причин примерно в 1.5 раза выше, чем в среднем по России и СЗФО. В 11 городах и районах этот уровень превышает среднереспубликанский. Наиболее высокий уровень предотвратимой смертности отмечается в Усть-Куломском, Ижемском (в 2 раза превышает среднереспубликанский уровень), в Удорском, Корткеросском, Троицко-Печорском, Усть-Вымском и Усть-Цилемском районах.   В целом же уровень смертности  сельского населения от внешних причин  в 1.5 раза выше, по сравнению с городским. (Интенсивные показатели общей смертности от отдельных причин смерти в районах и городах Республики Коми в 2019 - 2023 гг. , на 100 тыс.среднегодового постоянного населения Сборник 2023 года (1).pdf)

В республике сохраняется негативная тенденция роста смертности от алкогольных отравлений. Ее уровень более чем в 2 раза превышает среднероссийский и средний по СЗФО (Северо-Западному федеральному округу). В Ижемском, Усть-Куломском и Корткеросском районах, Княжпогостском, Усть-Цилемском районах смертность от отравлений  от алкоголя  в 2-3 раза выше среднереспубликанской. Следует отметить, что уровень смертности  сельского населения в 2.3 раза выше, чем городского.    (Интенсивные показатели общей смертности от отдельных причин смерти в районах и городах Республики Коми в 2019 - 2023 гг. , на 100 тыс. среднегодового постоянного населения Сборник 2023 года (1).pdf)

  • Удельный вес «пьяной» преступности составил в 2023 году 41%. Из 7526 лиц совершивших преступления 3095 совершили их в состоянии алкогольного опьянения. crimestat.ru/offenses_map
  • В республике уровень потребления спиртного значительно выше рекомендуемого ВОЗ «порога безопасного потребления.
  • При общем снижении смертности от причин смерти и заболеваемости,  вызванных употреблением алкоголя, уровень смертности от причин, обусловленных алкоголем, в республике   превышает среднероссийский показатель.  

Сложная алкогольная ситуация является одной из причин снижения рейтинговых показателей республики в российском интегральном, обобщающем рейтинге по качеству жизни. Так в 2023 году регион занял 71 место в данном рейтинге и 8 место среди регионов СЗФО. в 2022 году – 69 место, 2021 год- 65 место, 2020 году 71 место).  Рейтинг российских регионов по качеству жизни — 2023 - РИА Новости, 12.02.2024 (ria.ru)(Рейтинг российских регионов по качеству жизни — 2023 - РИА Новости, 12.02.2024 (ria.ru) 630257548.pdf (riarating.ru)

При составлении рейтинга были отобраны 66 показателей, которые объединены в 11 групп, характеризующих все основные аспекты условий проживания в регионе – от уровня экономического развития и объема доходов населения, до обеспеченности населения различными видами услуг и климатических условий в регионе проживания. 

Группы, в которые объединены показатели рейтинга: 1. Уровень доходов населения 2. Занятость населения и рынок труда 3. Жилищные условия населения 4. Безопасность проживания 5. Демографическая ситуация 6. Экологические и климатические условия 7. Здоровье населения и уровень образования 8. Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры 9.Уровень экономического развития 10. Уровень развития малого бизнеса 11. Освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры. 

Позиции субъектов РФ в итоговом рейтинге определялись на основании интегрального рейтингового балла, который рассчитывался путем агрегирования рейтинговых баллов регионов РФ по всем анализируемым группам. Рейтинговый балл группы определялся путем агрегирования рейтинговых баллов показателей, входящих в групп (630257548.pdf (riarating.ru)

Принимаемые органами государственной власти меры по снижению уровня алкоголизации, как показывают приведенные выше данные алкоголизации населения, по своему содержанию и эффективности далеко не в полной мере адекватны остроте проблемы алкоголизации населения республики. 

Пока их содержание ограничивается в основном административно-правовыми мерами по контролю за производством и оборотом алкоголя и ограничениями доступности спиртных напитков. Хотя, как известно, причины приобщения населения к алкоголю лежат не в сфере производства и продажи спиртных напитков, а в сфере человеческих, духовно-нравственных, социально-психологических отношений, конкретных жизненных условий. Причины массовой алкоголизации — это сложная совокупность самых разнообразных по содержанию и значимости условий и факторов. И только обеспечение необходимого воздействия на всю совокупность может стать средством достижения позитивных изменений в сложившейся ситуации. А поэтому меры по запрещению и ограничению доступности спиртных напитков (при всей их важности и значимости) не могут составлять основного содержания региональной государственной алкогольной политики.

При этом, конечно же, научно-обоснованный комплекс мер по снижению фальсифицированной и контрафактной алкогольной продукции, внедрение современных стандартов производства и оборота алкогольной продукции, организация эффективного контроля (надзора) за соблюдением заложенных в них требований, набор научно-обоснованных и согласованных с общественностью мер по регулирования доступности алкоголя (в том числе и проблеме «наливаек»), является важнейшим компонентом алкогольной политики.

И хотя эти ограничения сами по себе не в состоянии изменить уровень потребности населения в алкоголе, при разумном применении они способны уменьшить негативные последствия употребления алкоголя. При этом необходимо иметь в виду, что каждая из ограничительных алкогольных мер имеет свои рамки или пределы, переход за которые делает их неэффективными или даже порождает отрицательный эффект, создавая конфронтацию властей, бизнеса и населения.

Как мы полагаем,  в  связи с вышеизложенным, в республике актуализируется  проблема   формирования  научно-обоснованной, обсужденной с научным, экспертным сообществом и населением республики, системной, отраженной в нормативных актах, имеющей статус государственной политики  по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения в  Республике Коми.

Данная политика, как самостоятельная, (но взаимосвязанная и взаимоувязанная с другими социальными и гуманитарными политиками, в том числе, с политикой формирования и укрепления российских духовных ценностей), субполитика в сфере государственного управления гуманитарным развитием должна быть представлена в реестре государственных политик республики .

Исходным положением в оценке существа проблемы пьянства и алкоголизма должно стать ее понимание как высоко социально значимой, системной, многоуровневой и многоаспектной проблемы, в центре которой находится личность, взаимодействующая с социальной средой. Защита личности от негативных влияний, формирующих у нее зависимость от алкоголя, обеспечивается воздействием средовых факторов разного уровня: семьи, малых неформальных групп, коллективов, других различных социальных институтов, общества в целом. Объектом защиты должны явиться не только больные алкоголизмом или члены их семей, но и все граждане, так или иначе страдающие от негативных последствий пьянства и алкоголизма, а главное - подрастающее поколение.

Исходя из вышесказанного, и учитывая политические установки Президента России о необходимости системной деятельности в сфере осуществления государственной гуманитарной политики и, в том числе, политики противодействию злоупотребления алкоголем, как мы полагаем, среди комплекса первоочередных государственно-управленческих мер, должно быть принятие решения Правительства РК о разработке научно обоснованной, теоретико-прикладной «Концепции государственной алкогольной политики в Республике Коми» на основе распоряжение Правительства РФ от 11 декабря 2023 г. № 3547-р «Об утверждении Концепции сокращения потребления алкоголя в РФ на период до 2030 г. и дальнейшую перспективу» 

Можно предложить ряд других возможных вариантов ее формулировки: государственная политика по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения или государственная политика по противодействию злоупотребления алкоголем.

Кроме того, поясним, что государственная политика не может быть антиалкогольной, поскольку тогда необходимо прекратить производство и продажу всей алкогольной продукции, запретить потребление спиртного в стране. 

Антиалкогольной может быть только система государственного антиалкогольного воспитания населения, прежде всего, молодежи, как важнейшая составная часть государственной алкогольной политики. При этом, безусловно, что приставка «анти» в полной мере применима в номинировании следующих государственных политик: антинаркотическая, антикриминальная, антикоррупционная.

 Оформленная законодательно, данная концепция может быть положена в основу проектирования «Стратегии государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения в РК», принятия широкого комплекса мер, реализация которых,  будет способствовать повышению эффективности усилий Правительства РК, Госсовета, институтов гражданского общества по решению проблемы пьянства и алкоголизации,  алкогольной безопасности региона, в том числе:

  • по изменению существующей специфической культуры потребления алкоголя (водочной модели), как весьма значимого фактора повышенной алкоголизации населения, 
  • формированию здорового образа жизни, максимального использования имеющихся материально-финансовых, культурно - воспитательных, креативно-досуговых, семейных и иных ресурсов деалкоголизации населения, включая широкое внедрение идеологии здорового образа жизни, 
  • формированию  активного самосохранительного поведения населения, 
  • использованию влияния традиционных религиозных конфессий и общественных организаций по профилактике алкоголизации населения, 

Что необходимо сделать для проектирования концепции стратегии государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения в РК. 

Необходимо создать соответствующую межведомственную экспертную (рабочую) группу. По нашему мнению, в ее состав необходимо включить: ученых, экспертов изучающих эту проблему (социологи, психологи, медики, физиологи, наркологи, юристы, культурологи, демографы, статистики, священнослужителей, членов Совета при Главе Республики Коми по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей.

В ее состав также необходимо включить государственных служащих, отвечающих за осуществление проблем профилактики алкоголизма: министерство здравоохранения, министерство труда и социального развития, минкульт, минспорт, МВД, прокуратура, министерство образования и науки, комитет по молодежной политики, минэконом, комистат, минсельхоз, Госсовет (комитет по социальной политике, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми, минюст и ряд других;

В ее состав также необходимо включить общественников: представителей общественных объединений, занимающихся проблемой профилактики алкоголизма и наркотиков, в том числе, Общественной палаты РК, Коми регионального отделения партии «Единая Россия», Коми регионального отделения Общероссийского народного фронта, Коми регионального отделения ВРНС, представителей традиционных религиозных конфессий. 

Основная задача экспертной группы - проектирование научно обоснованной концепции стратегии государственной алкогольной политики Республики Коми

В ней должны быть:

  • сформулированы стратегические цели и тактические задачи алкогольной политики, ее направления, принципы,
  • отражены основные характеристики и специфические особенности и тенденции алкогольной ситуации в регионе и факторы, ее формирующие.
  • Представлена современная система государственно-общественного управления алкогольной политикой в регионе (должен быть создан соответствующий государственно-общественный Совет при первом заместителе Председателя Правительства РК и соответствующие Советы в муниципалитетах);

В идеальном варианте концепция должна вобрать в себя всю совокупность научных знаний в области проблем пьянства, алкоголизма и специальной науки о трезвости (собриологии).

При разработке концепции необходимо учесть:

  • опыт регионов России занимающих высокие рейтинговые позиции в «национальном рейтинге трезвости российских регионов»;
  • положительную практику деятельности институтов гражданского общества, религиозных организаций традиционных конфессий в сфере духовно-нравственного преображения страны, в том числе, Республики Коми.
  • Концептуальные идеи Святейшего Патриарха о снижении уровня алкоголизации, в том числе о том, что «тема наркомании и алкоголизма должна быть сквозной для всех органов власти: для законодателей, для исполнителей, для общественности. От решения этой проблемы зависит не только здоровье нации, но само существование нашего народа и государства», что пьянство — это начало безбожия, потому что Бог познается в том числе и разумом, а разум от пьянства помрачается. Если продолжить мысль святого Василия, то пьянство не только начало безбожия, но и начало гибели человеческой, разрушения жизни, разрушения семьи, разрушения основ народного бытия.
  • положительный международный опыт решения данной проблемы

При проектировании концепции  следует  использовать основные положения: 

При разработке концепции и стратегии необходимо учесть требования Президента России по снижению уровня алкоголизации населения: 

  • Нужно использовать в борьбе с алкоголизацией населения все средства. И одно из этих средств ...с помощью культуры, повышения интереса к спорту, физической культуре»
  • «Мы …должны обращать внимание на борьбу с алкоголизацией населения и продолжать эту борьбу аккуратно, только не так, как это было в конце 80-х годов, чтобы действия государства не приводили к тому, что недоброкачественный алкоголь будет появляться подпольно. Но действовать в этом направлении точно нужно, не забывая про другие составляющие, связанные с повышением продолжительности жизни и со здоровьем граждан Российской Федерации»
  • «Здесь нельзя ничего запрещать, нельзя заниматься излишним подъёмом цен, акцизов и так далее, но что нужно точно совершенно делать, и практика последних лет показывает, что это простые вещи, но очень эффективные. Первое – нужно всё-таки развернуть пропаганду здорового образа жизни. Нужно заниматься этим просто, не отдавать на откуп, не думать, что это какая-то второстепенная вещь: пьют мужики и дальше пить будут. Нет, всё не так примитивно и просто, нужно просто этим заниматься. Среди всех мер – ничего нового не скажу, ничего необычного, но, тем не менее – пропаганда здорового образа жизни имеет большое значение. Это первое. Второе. Одной пропаганды недостаточно. Нужно развивать инфраструктуру для занятий спортом, физической культурой и культурой в самом прямом и широком смысле этого слова. Нужно уделить должное внимание объектам культуры, создавать условия для того, чтобы люди посещали эти объекты, воспитывать интерес к культур.

Первоочередной задачей экспертной группы является подготовка экспертного аналитического доклада, в котором должна быть представлена вся многомерная совокупность проблем алкогольной ситуации в республике, дана системная и интегральная оценка алкоголизации населения, комплексная оценка угроз и уровня алкогольной безопасности и деятельности органов государственной власти в сфере алкогольной политики. Это позволит представить объективную картину алкогольной ситуации в регионе, в том числе, среди различных его социальных групп, распространенности пьянства в городах и районах. Такой доклад в перспективе должен быть иметь статус ежегодного государственного доклада. Отметим, что пока органы государственной власти не располагают системной, научно-обоснованной информацией о состоянии алкогольной ситуации в республике.

Для подготовки доклада, в дополнении к данным государственной социальной статистики, информации всех министерств и агентств, служб, информации правоохранительных органов и медико-наркологических служб, общественных объединений, необходимо организовать проведение социологических, социально-психологических исследований проблем алкоголизации населения республики, изучение мнения населения об отношении к проблеме алкоголизации и о государственной алкогольной политике, а также, изучить предложения населения по формированию этой политики.

Для подготовки данного доклада можно использовать положительный опыт подготовки «Доклада  о наркоситуации в Республике Коми» подготовленного антинаркотической комиссией РК. (doklad_o_narkosituatsii_2022_2023-04-07_09-39-52.pdf (rkomi.ru)

Для повышения научного уровня проектирования концепции государственной алкогольной политики  рекомендуется провести региональную, с участием известных российских ученых и экспертов, научно-практическую конференцию по проблемам формирования и осуществления эффективной государственной алкогольной политики.

Ее рекомендации могут быть использованы:

  • для проектирования концепции, разработки закона и других нормативных актов,
  • республиканской целевой комплексной программы снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Республики Коми 

 Несмотря на остроту проблемы в республике нет комплексного закона, регулирующего вопросы профилактики и борьбы с алкоголизмом, а также лечения и социальной реабилитации больных алкоголизмом. Отсутствие четкого определения полномочий, связанных с деятельностью по вопросам профилактики и борьбы с алкоголизмом, затрудняет реализацию необходимых мер по осуществлению качественной профилактической работы, приводит к ослаблению межведомственного взаимодействия.

Необходимо отметить, что ослаблению остроты, сложившейся в республике крайне неблагоприятной алкогольной обстановки, уменьшения ее разрушительного воздействия на различные сферы жизнедеятельности, отвечала бы разработка и претворение в жизнь соответствующего республиканского закона «О профилактике алкоголизации населения Республики Коми» или "О социальных основах государственной алкогольной политики Республики Коми"

В данном законе, на основе новой концепции государственной алкогольной политики, необходимо законодательно закрепить:

  • научно обоснованные подходы к решению проблемы пьянства и алкоголизма,
  • определить цели и задачи государственной алкогольной политики, ее содержание, пути и средства реализации этих целей: создать институциональную структуру государственно-общественного управления алкогольной политикой, обозначить ее социальные приоритеты, организовать развернутую систему антиалкогольного воспитания молодежи, профилактики злоупотребления алкоголем и социальной реабилитации больных алкоголизмом, а также, определить правовые основы организационного, финансового и научно-информационного обеспечения алкогольной политики, принципы взаимодействия между собой различных государственных и общественных организаций и социальных институтов в реализации стратегии и тактики деятельности, также предусмотрены меры, закрепляющие правовое, организационное, научно-информационное, материально-финансовое обеспечение работы по профилактике и преодолению пьянства, а также регламентированы права и обязанности юридических и физических лиц, участвующих в этой политике. (см.например, Закон Магаданской области от 16.03.2021 № 2582-ОЗ
    "Об отдельных вопросах в сфере профилактики злоупотребления алкогольной продукцией в Магаданской области" Закон Магаданской области от 16.03.2021 № 2582-ОЗ ∙ Официальное опубликование правовых актов (pravo.gov.ru)

В контексте реализации новой алкогольной политики рекомендуется разработать обновленную редакцию республиканской целевой программы по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Республики Коми, программы предупреждения пьянства и алкоголизма на период до 2026 годы. Предыдущая программа завершилась в 2021 году. Об утверждении Плана мероприятий по профилактике пьянства и алкоголизма в Республике Коми на 2018 - 2021 годы и признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Республики Коми от 26 сентября 2018 - docs.cntd.ru

Программа должна быть не просто планом управленческих мероприятий, а в полном смысле слова основополагающим, программным документом, принятым с участием самого населения и экспертного сообщества. В ней должны быть представлены меры и по научному, аналитическому сопровождению и обеспечению, включая организацию системного мониторинга (социологического, демографического, психологического, статистического, криминального) алкогольной ситуации, оценки эффективности политики по борьбе с алкоголизмом, факторов, причин и региональных условий, детерминирующих «расширенное воспроизводство в республике пьянства и алкоголизма», постоянно-действующая система координации и контроля осуществления региональной алкогольной политики.

Можно использовать опыт разработки подобной программы в Тульской области. (Постановление Правительства Тульской области от 02.05.2023 № 236 "Об утверждении региональной программы Тульской области "Комплекс мер по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Тульской области на 2023 – 2027 годы"Постановление Правительства Тульской области от 02.05.2023 № 236 ∙ Официальное опубликование правовых актов (pravo.gov.ru),  Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Государственная антиалкогольная и антинаркотическая программа Республики Тыва на 2021 - 2025 годы"( Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Государственная антиалкогольная и антинаркотическая программа Республики Тыва на 2021 - 2025 годы" от 25 ноября 2020 - docs.cntd.ru

Реализация программы подготовленной на новой концептуальной основе позволит преодолеть ошибки и недостатки прежних антиалкогольных кампаний и в долгосрочной, но достаточно реальной перспективе ослабить остроту алкогольной ситуации в регионе и уменьшить ее негативные последствия.

Кроме того, важно, чтобы были разработаны и приняты  муниципальные программы  по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения. npa_720295.pdf (tatarstan.ru) a5430238073360b9d85f1afe5c3d9627.doc (live.com) .docx (live.com) programmy-antinark.doc (live.com) № 136 Об утверждении программы противодействию алкоголизации.pdf (kostroma.gov.ru)

Можно рекомендовать руководителям корпораций, бизнес – структурам осуществить проектирование и принятия корпоративных  профилактике алкоголизма на предприятиях.

Некоторый опыт этой деятельности можно посмотреть здесь: Антиалкогольная политика ООО «Газпром геологоразведка» (gazprom.ru), metodicheskoe-posobie-po-organizatsii-rabotyi-na-rabochih-mestah-v-oblasti-antialkogolnoj-politiki.pdf (adm-zheleznovodsk.ru), Как помочь, если у сотрудника алкогольная зависимость — Трудовая оборона (oborona.media) Антиалкогольная политика (energomost.com), anti-alcohol_policy_of_Villina.pdf, 2-pk_16.05_01-antialkogolnaya_-antinarkoticheskaya-politika.pdf (gazprom-neft.ru), Презентация PowerPoint (yamalspeccentr.ru), Антиалкогольная-и-антинаркотическая-политика.pdf (akademy72.ru)Антиалкогольная_Антинаркотическая политика ПК-16.05.pdf (gazprom-neft.ru), antialkogolnaya-antinarkoticheskaya-politika.pdf (aurora-ipm.ru)Jusan Mobile – телекоммуникации бизнес-класса

Свои программы участия в деятельности сфере профилактики злоупотребления алкогольной продукцией должны иметь  общественно-государственные  организации (ОПРК, народный фронт, общественные советы органов государственной власти), институты гражданского общества.  Все это позволит создать систему программ снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения –  региональной, муниципальной, корпоративной.

Чтобы алкогольная политика оказалась эффективной и для власти и для населения необходимо обеспечить ее легитимность, то есть признание ее справедливости и законности самими потребителями алкоголя, которые составляют подавляющее большинство населения республики. В противном случае, население «проголосует» против нее — поиском нелегальных и суррогатных источников алкоголя и обострением различных форм антисоциального поведения.

При проектировании концепции политики по снижению  уровня алкоголизации населения необходимо иметь в виду, что эффективная профилактика алкоголизма должна быть основана на следующих принципах:

  • Комплексность — учитывает социобиологические, психологические, социальные и географические, климатические, конфессиональные и иные факторы, способствующие алкоголизму;
  • Многоуровневый, дифференцированный  подход — охватывает и учитывает особенности различных целевых групп населения; 
  • Научная обоснованность — основывается на доказанных факторах риска и защитных факторах, связанных с алкоголизмом;
  • Межсекторальное сотрудничество - вовлекает различные секторы: здравоохранение, образование, культура, социальная сфера, экономика, наука  и др.
  • Участие сообщества — активно вовлекает сообщества в разработку и реализацию профилактических программ;
  • Уважение к правам человека — признает права и достоинство всех людей, включая тех, кто страдает от алкоголизма

В целом же, деятельность по проектированию и принятию стратегии и других государственно-управленческих решений в сфере формирования современной  политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения в республике  должна осуществляться в общем  комплексе  практической реализации Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"

Проект «Концепции государственной алкогольной политики Коми (или государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Коми)» необходимо представить на обсуждение населения региона, поскольку для реализации более последовательной политики нужно общественное согласие и поддержка применяемых мер.

Владимир Теребихин, кандидат философских наук, государственный советник РК, заслуженный работник РК, эксперт КРО партии «Единая Россия» и ОПРК

8