Всего обработано новостей: 173650
Обработано новостей за 72 часа: 418

В следующем году расходы республиканского бюджета сохранят социальный характер

20.11.2024


В Государственном Совете Республики Коми 20 ноября состоялось рабочее совещание по обсуждению государственной программы "Управление государственными финансами и государственным долгом". Мероприятие провел председатель Комитета по бюджету, налогам и экономической политике Степан Чураков.

В рамках рассмотрения госпрограммы заместитель Председателя Правительства Коми – министр финансов Владимир Казаков остановился на основных параметрах проекта республиканского бюджета на 2025-й и плановый период 2026 и 2027 гг. Прежде всего докладчик подчеркнул, что формирование главного финансового документа основывается на приоритетах бюджетной политики: это реализация региональных проектов в рамках поставленных Президентом национальных целей развития, исполнение социальных обязательств, консолидация бюджетных средств для реализации ключевых направлений расходов и обеспечения сбалансированности бюджета.

Общий объем доходов бюджета на 2025 год предусмотрен в размере 104,9 млрд рублей, расходов - 119,6 млрд рублей. Эти значения выводят дефицит на предельно допустимый уровень - не более 15 процентов налоговых и неналоговых доходов бюджета. Их поступление по итогам 2024 года прогнозируется на уровне 95,5 млрд рублей, в 2025-2027 годах - от 91,3 до 92,2 млрд рублей. Основными бюджетообразующими доходными источниками республиканского бюджета остаются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и налог на имущество организаций. При этом львиную долю доходов составляют именно налоговые поступления - 96,8 % в 2025 году.

Традиционно, по словам Владимира Казакова, в структуре расходов бюджета превалируют расходы на социальную сферу. При этом, как подчеркнул зампред, в проекте бюджета на 2025 год еще будут учтены дополнительные поступления из федерального бюджета. Большая их часть приходится именно на социальные направления, значит доля социальных расходов будет скорректирована в сторону увеличения.

Информируя непосредственно о реализации госпрограммы, министр финансов остановился на мероприятиях по управлению госдолгом, отметил комплекс механизмов эффективного управления государственными и муниципальными финансами. В числе последних создание условий для реализации практик инициативного бюджетирования. В текущем году на них предусмотрено более 500 млн рублей, большая часть - это проекты "Народного бюджета". Всего на реализацию инициатив граждан с 2025 года предусмотрено ежегодно по 441 млн рублей.

Еще одна важная задача - содействие укреплению доходной базы муниципальных образований и выравнивание их бюджетной обеспеченности. По словам Владимира Казакова, общий объем дотаций в 2025-2027 годах увеличен. Кроме того, он еще раз напомнил, что муниципалитетам предоставлена возможность получения финансовой помощи в качестве грантов за достижение наилучших результатов по увеличению доходной базы местных бюджетов. Так, в этом году между Сыктывкаром, Удорским, Койгородским, Троицко-Печорским районами и Сосногорском были распределены 40 млн рублей. Продолжая тему, депутаты уточнили о возможностях муниципалитетов по наращиванию налоговой базы. Как пояснил зампред, в первую очередь, это работа с бизнесом, постановка на учет незарегистрированных земельных участков и объектов недвижимости.

Подводя итог выступления, Владимир Казаков расставил акценты в реализации госпрограммы в следующие три года: это сдерживание роста расходов республиканского бюджета, не обеспеченного увеличением доходов или оптимизацией расходов; совершенствование системы управления общественными финансами; сохранение объема госдолга на безопасном уровне и обеспечение ликвидности бюджета.

Председатель Контрольно-счетной палаты Коми Игорь Гурьев, в свою очередь, обратил внимание на рост расходов по обслуживанию госдолга. Обусловлен он, в том числе, необходимостью обслуживания кредитов коммерческих банков, привлечение которых запланировано в течение всего трехлетнего периода.

"Я не раз отмечал, что 2022 год мы неплохо завершили - у нас было порядка 13 млрд рублей, которые стали некой финансовой подушкой безопасности, и на протяжении 2023 и 2024 годов мы ее аккуратно тратили, не привлекая коммерческие кредиты, - пояснил Владимир Казаков. - На 1 октября она полностью иссякла, мы понимаем, что и в этом году мы будем привлекать. И тот дефицит, который заложен в бюджете следующего года, - тоже должен быть обеспечен источниками. Бюджетные кредиты Минфином России не рассматриваются. Будем разговаривать о привлечении казначейского кредита и управлять нашим остатком. Но той суммы, которую заложили на обслуживание, уже будет недостаточно".

Степан Чураков уточнил относительно механизма списания двух третей задолженности регионов по бюджетным кредитам. Как отметил Владимир Казаков, прежде всего, определяются мероприятия, на которые планируется направить финансирование, обязательно необходимо изыскать средства в республиканском бюджете, согласовать перечень мероприятий, и так далее. "Фактически за 2025 год акцепт на списание мы можем получить только в 2026 году", - подчеркнул министр и добавил, что минимум 50 процентов от направляемых средств планируется на сферу ЖКХ.

Председатель Госсовета Сергей Усачёв акцентировал внимание на том, предусмотрены ли средства на повышение заработной платы бюджетникам в связи с увеличением с 1 января 2025 года МРОТ.
Владимир Казаков напомнил, что, представляя параметры бюджета на 2024 год и следующие два года, он уже отмечал риск нехватки средств на данное направление. "На 2025 год общая потребность составит около 7,7 млрд рублей, причем это динамическая составляющая. В резерве 2,2 млрд, по факту надо 5 млрд рублей. Будем смотреть исполнение бюджета, изыскивать средства", - отметил Владимир Казаков.

2