Всего обработано новостей: 189713
Обработано новостей за 72 часа: 311

В Минкульте рассказали про вакансии и обновление инструментов в оркестре Коми оперы

БНК 10.04.2025


В коллективе сейчас 41 человек. Открыты места для скрипки, альта, виолончели, трубы и валторны. Расширение состава упирается не только в наличие самих специалистов, но и в объемы действующего здания.

В Минкульте рассказали про вакансии и обновление инструментов в оркестре Коми оперы
Фото Константина Стратиенко

В начале апреля в Telegram-каналах распространили письмо артистов оркестра Театра оперы и балета Коми: музыканты сообщали, что при увеличении проката спектаклей сократилось количество репетиций и возросла нагрузка. В коллективе «затыкают дыры» из-за кадрового дефицита, а инструменты выработали ресурс. При этом, по их словам, до сих пор отсутствуют главный дирижер, режиссер и балетмейстер, что создает трудности в работе. Подробнее — в материале БНК.

Как говорится в ответе министерства культуры и архивного дела Коми на запрос информагентства, в состав оркестра театра оперы и балета республики входит 41 человек. Размещены следующие вакансии: артист оркестра — первая скрипка (tutti), артист оркестра — альт (tutti), артист оркестра — виолончель (tutti), артист оркестра — труба и артист оркестра — валторна. Ведомство «рассмотрит возможность увеличения состава оркестра, учитывая вместимость существующего здания учреждения». Подчеркивается, что сейчас разрабатывается проектно-сметная документация на реконструкцию театра. Работы идут в соответствии с государственным контрактом: завершение разработки до 30 мая, получение положительного заключения экспертизы до 26 сентября, подготовка рабочей документации до 22 октября.

По вопросу количества репетиций оркестра в ведомстве заявили, что оно не уменьшалось. Так, для подготовки к выпуску спектаклей было проведено следующее количество: опера «Аида» — 30, опера «Евгений Онегин» — 15, мюзикл «Мертвые души» — 14, балетный вечер «Кармен-сюита, Балеро и Альборадо» — 10.

«Музыканты театра работают по шестидневной рабочей неделе, при этом их рабочий день составляет шесть часов. Согласно коллективному договору, они проводят 11 репетиций в неделю, каждая из которых длится по три часа, что эквивалентно 5,5 рабочим дням. Театр строго соблюдает Трудовой кодекс Российской Федерации и условия договора, не превышая недельную норму рабочего времени», — отметили в Минкульте.

Средняя заработная плата артистов оркестра в настоящее время сравнима с заработной платой солистов оперной труппы. В октябре и ноябре 2024 года музыкантам была выплачена месячная премия в размере 100 процентов от основной заработной платы, включая стимулирующие выплаты, северную надбавку и районный коэффициент. В декабре 2024 года артисты получили годовую премию в размере 200 процентов от их заработной платы. Но суммы в ответе на запрос не раскрываются.

Вопрос обновления музыкальных инструментов оркестра «находится на контроле министерства и театра». В 2012 году, в 2013 году и с 2020 года выделяются средства из республиканского бюджета для закупки в рамках грантовой поддержки. Минимальная стоимость духовых и смычковых инструментов довольно высока. Ведомство приводит цифры: цена трубы начинается от 800 тысяч рублей, тромбона — от 855 тысяч рублей, валторны — от 1,5 миллиона рублей, а скрипки, альты и виолончели стоят еще дороже.

В 2020 году Театр закупил духовые и смычковые инструменты на сумму свыше 5,5 миллиона рублей. Среди приобретенных инструментов работы признанных мастеров, таких как скрипка Н. Дидье, виолончель Н. Стасова, гобой от Marigaux и рояль C.Bechstein. Театр также самостоятельно осуществляет ремонт инструментов, приобретает комплектующие и расходные материалы для их обслуживания.

Еще один вопрос касался руководящего состава, так как отсутствуют главные дирижер, балетмейстер и режиссер. Такая практика есть в крупных театрах страны, комментируют в Минкульте: «Отметим, что в ведущих театрах России, таких как Большой и Мариинский, нет должности главного режиссера, главного дирижера и главного балетмейстера. Тем не менее, в настоящее время в театре работают претенденты на позиции главного режиссера и главного дирижера, их кандидатуры находятся в стадии согласования. Должность художественного руководителя балета занимает заслуженная артистка России и народная артистка Коми Наталья Супрун».

*** Кадровые сложности в театре начались с 2024 года, когда с директором Дмитрием Степановым не стали продлевать контракт. Возглавил театр Алексей Садовский. Впоследствии коллектив покинул главный режиссер Илья Можайский (совмещал должность с работой в Московском театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), и. о. главного дирижера Никон Родюков и главный балетмейстер Андрей Меркурьев. С последним отказались продлевать контракт.

Вместе с тем директор начал совмещать свою должность с постом художественного руководителя. Появился художественный руководитель балета — Наталья Супрун, прима-балерина театра, которая возглавляет детскую студию при учреждении.

Затем, по данным Минкульта, стало известно, что должность главного дирижера театра с ноября 2024 года исполняет Ариф Дадашев, работают также дирижеры Максим Качалов и Рафаэль Хамзин. Но первый, по словам самого Алексея Садовского, приглашенный главный дирижер. Параллельно он трудится в Московском музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Хотя сразу после назначения директор заявлял, что его «все главные специалисты должны работать здесь [в Коми] 24 на 7».

БНК

51