В Коми утвердили очередной план по развитию рынка газомоторного топлива
БНК 11.10.2025
Предыдущие два полностью выполнить не удалось — население, предприниматели и муниципалитеты не спешили покупать и переоборудовать автомобили на газ. Из-за этого не развивалась и инфраструктура.
В республике в 2020 году завершила действие дорожная карта «Использование газомоторного топлива и развитие газозаправочной инфраструктуры». По данным Контрольно-счетной палаты Коми, прописанные в документе результаты не были достигнуты по четырем из девяти мероприятий. Например, к концу 2020 года планировалось увеличить количество техники и автобусов, работающих на компримированном природном газе (КПГ), до 374 единицы. Фактически показатель составлял 189 единиц. Грузовых автомобилей и спецтехники должно быть 400 единиц, фактически — 231 единица.
Вторая дорожная карта по использованию газомоторного топлива и развития газозаправочной инфраструктуры была рассчитана на 2021-2025 годы. Достичь заявленных показателей по количеству транспорта на газе и числу газовых заправок не удалось (их должно было стать 14, но сейчас запущены только 7).
В начале октября правительство Коми утвердило третий по счету план мероприятий (дорожную карту) «Использование газомоторного топлива и развитие газозаправочной инфраструктуры в республике» на 2026-2030 годы.
В нем говорится, что в республике «созданы предпосылки для развития газификации автотранспорта»: имеется разветвленная сеть распределительных газопроводов по всей территории региона, реализованы программы по расширению использования КПГ на собственном транспорте в «Газпроме» и ООО «Газпром трансгаз Ухта», граничащие с Коми субъекты активно ведут работу по развитию газозаправочной инфраструктуры и переводу автотранспорта на газ.
Указывается, что дорожная карта разработана в целях обеспечения устойчивого снижения негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, оптимизации расходной части топливно-энергетического баланса Коми, совершенствования структуры спроса на энергоносители в республике. Еще одна цель — довести уровень использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном транспорте до 10% в 2030 году (в 2024-м показатель был 5,8%).
В плане перечислены три основные задачи.
Во-первых, планируется расширение парка автотранспортных средств,
работающих на КПГ. К концу 2030 года их должно быть 838. Из них 301 легковых автомобилей, 180 грузовых, 327 автобусов и 30 иных машин и механизмов.
Во-вторых, предусмотрено развитие газозаправочной инфраструктуры. К концу 2030 года в республике должны работать 9 станций. Сейчас их семь — в Сыктывкаре, Ухте, Микуни, Вуктыле и Синдоре.
Третья задача — расширение сети и сферы услуг сервисных центров по обслуживанию АТС на КПГ. Заявлены три пункта (в прошлой программе говорилось о шести) — в Сыктывкаре и Ухте.
Объем потребления КПГ, по расчетам, увеличится с 8,3 млн кубометров в 2024-м до 14,6 млн кубометров в 2030-м.
Кирилл Наумов
