Травматологи Коми настаивают на «ускорении» медпомощи пациентам с переломами бедра
БНК 10.04.2025 18+
У врачей есть 48 часов, чтобы прооперировать пациента со сломанной бедренной костью. Справляться с таким сроком бывает тяжело из-за логистики: из районной больницы человека должны отправить в Сыктывкар, Ухту или Воркуту, но нередко мешает сезонная распутица, бездорожье и удаленность некоторых территорий. В таких случаях выручает санавиация, однако их протоколы требуют корректировки.
На площадке Коми Республиканской клинической больницы прошел первый региональный хирургический съезд. Одной из тем стала работа травматологической службы в учреждениях региона.
Как рассказал БНК главный внештатный специалист травматолог-ортопед министерства здравоохранения региона Максим Дворников, служба в 2024 году отработала на «твердую четверку». Новые методики эндопротезирования, то есть высокотехнологичной операции по установке искусственного сустава, внедряются и в Сыктывкаре, и в других муниципалитетах. В КРКБ — реверсивное эндопротезирование плечевых суставов, в больницах районов — тотальное эндопротезирование тазобедренных суставов.
При эндопротезировании при переломах шейки бедра, чрезвертельном переломе [травма в верхней части бедренной кости — прим. БНК], переломе проксимального отдела бедренной кости, «есть куда стремиться», высказался врач. Дело в том, что возникают логистические сложности. Пациентов с подобными травмами требуется из районных больниц перевозить в специализированные центры. Три находятся в Сыктывкаре: КРКБ, Сыктывкарская городская больница №1 и Эжвинская больница. Еще два — в Ухтинской городской больнице и Воркутинской больнице скорой помощи.
— Реализуя эту программу с маршрутизацией пациентов, мы уперлись в транспортировку. Большая проблема — логистическая. Не всегда мы успеваем вовремя пациента эвакуировать. Наши клинические рекомендации регламентируют нам очень короткий срок для оказания этой специализированной медицинской помощи. Естественно, это идет во благо пациента, но логистически мы все это дело не успеваем. То есть пациент, поступивший в ЦРБ, должен быть в течение 24 часов транспортирован в профильное отделение, где есть травматолог. Потому что не во всех ЦРБ есть травматолог, большей части хирурги занимаются этим. В течение 48 часов с момента получения травмы пациент должен быть прооперирован. Здесь мы испытываем большие проблемы в плане логистики с учетом того, что не все районы легко доступны в плане перевозки пациента. Это и реки, и болотистые местности, когда наземным транспортом пациента просто невозможно доставить, — прокомментирован Максим Дворников.
Санавиация выручает, но специально за пациентами с подобными переломами не вылетают, отметил доктор:
— Они летят именно за теми пациентами, которые находятся в угрожающем для жизни состоянии. Эвакуируют наших пациентов только попутным транспортом. То есть, если у них есть заказ именно в эту ЦРБ за каким-то тяжелым пациентом, они попутно забирают пациента [с переломом] и доставляют непосредственно в специализированный медицинский центр.
Решить эту проблему можно. Действующий лист маршрутизации о переводе из ЦРБ в специализированный центр был принят только в августе 2024 года, его могут пересмотреть в ближайшем будущем. Среди вариантов также — изменить район направления, улучшить материально-техническую базу больниц.
— Работа, конечно, с Минздравом и санавиацией, обозначение данной группы пациентов как экстренных пациентов. Наша задача — объяснить и главному врачу санавиации, и в Минздраве отстаивать свою позицию, что данная группа пациентов с угрожаемым жизни состоянием. По большей части это пациенты возрастные, то есть и 80-летние, и 90-летние. Для них постельный режим вследствие перелома проксимального отдела бедренной кости приравнивается практически к летальному исходу. Потому что здесь же сразу возникают осложнения, связанные с горизонтальным положением, и пневмонии присоединяются, и декомпенсация остальных хронических заболеваний происходит. Для них это большая проблема, и наша задача — акцентировать на том, что это все-таки угрожающее для жизни состояние, и мы должны реагировать максимально быстро, — подчеркнул Максим Дворников.
БНК
