Всего обработано новостей: 200182
Обработано новостей за 72 часа: 280

Проектировщик и «Комистроймост» не смоги оспорить возмещение убытков за «подложный» проект по мосту через Лемью

БНК 09.07.2025


Обе организации по решению суда должны вернуть «Управлению автомобильных дорог Республики Коми» по 20 миллионов рублей.

Проектировщик и «Комистроймост» не смоги оспорить возмещение убытков за «подложный» проект по мосту через Лемью
Фото пресс-службы главы Коми

В сентябре 2016 года государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Коми» и ООО «Проектно-исследовательский институт «Кировмостдорпроект» заключили контракт на разработку проектной документации на строительство моста через реку Лемью. В 2017 году проект был готов, институт за него получил 3,2 млн рублей. документация получила положительное заключение госэкспертизы. Строить мост на основе готового проекта стало ООО «Комистроймост».

Однако в 2019 году во время строительных работ произошло аварийное смещение опор. Стороны придерживались различных точек зрения, почему это случилось. По мнению «Управтодор Коми» и подрядчика, институт допустил ошибки в ходе инженерно-геологических изысканий, не учел характер местности, а также не предусмотрел противооползневые мероприятия. А вот проектная организация полагала, что причиной послужило нарушение строительной компанией технологии производства работ.

В 2020 году «Управтодор Коми» подал иск к проектному институту о взыскании убытков, возникших в связи с ненадлежащим исполнением госконтракта по подготовке проектной документации на строительство моста через Лемью. Сначала учреждение требовало выплатить 27,9 млн рублей, но затем увеличило сумму претензий до 41 млн. Исковые требования были мотивированы аварийным смещением опор, что привело к необходимости демонтажа и монтажа новых опор, а также корректировке проектной документации.

Во время судебного разбирательства была назначена строительно-техническая экспертиза, опрошены эксперты и сотрудники научных организаций. Согласно общему заключению экспертов, основной причиной аварийного смещения опор моста являлся оползневый процесс. При надлежащих инженерно-геологических изысканиях надо было заложить иные проектные решения, предусматривающие неблагоприятные явления в виде риска оползня. Эксперты заключили: проведенные дополнительные расчеты показали, что склон даже в естественном состоянии имеет минимальный коэффициент запаса, и даже незначительное внешнее воздействие может привести (и привело) к потере устойчивости грунтового массива и образованию оползня.

«Управтодор Коми» высказал предположение, что институт не проводил инженерно-геологических изысканий, в связи с чем оползневый процесс не был выявлен. А институт заявил, что задание на проектирование не требовало от него оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий.

В итоге Арбитражный суд Коми пришел к выводу, что проектная документация была выполнена на основе не просто ошибочных, а заведомо неправдивых геологических данных, при подготовке проекта использовались ряд подложных документов (подробности дела можно узнать здесь).

В 2022 году иск был полностью удовлетворен — ООО «Проектно-исследовательский институт «Кировмостдорпроект» должно было выплатить в пользу «Управления автомобильных дорог Республики Коми» 41 млн рублей убытков и 900 тыс. судебных расходов на оплату экспертизы. Кроме того, институт обязан был перечислить в бюджет 200 тыс. рублей госпошлины.

Проектный институт обжаловал это решение. Второй арбитражный апелляционный суд в Кирове рассматривал дело два года и в итоге отменил решение Арбитражного суда Коми, приняв новый акт. Иск «Управления автомобильных дорог Республики Коми» удовлетворен. Суд постановил взыскать с «Кировмостдорпроект» в пользу «Управтодор Коми» 20,5 млн рублей убытков и 450 тыс. расходов на оплату экспертизы. Такие же суммы должно заплатить ООО «Комистроймост», которое стало соответчиком по делу. Каждому ответчику предстоит заплатить и по 100 тыс. рублей госпошлины.

После этого проектный институт подал кассационную жалобу в Арбитражный суд Волго-Вятского округа. Аналогичную жалобу подал и «Комистроймост». Однако в конце июня 2025 года суд оставил постановление Второго арбитражного апелляционного суда без изменения, а жалобы заявителей — без удовлетворения.

*** Строительство нового моста через реку Лемью в Корткеросском районе, который расположен на 22-м километре дороги Сыктывкар — Троицко-Печорск, стартовало в ноябре 2018-го, завершить работы «Комистроймост» должен был через год. Но в конце 2019-го стройка встала на финальной стадии: летние дожди привели к сдвигу грунта, произошло смещение трех опор, сломались сваи. Независимая экспертиза подтвердила факт оползня. В июле 2022 года Арбитражный суд Коми установил, что проект, по которому строился мост, изначально был «подложным».

В 2022 году после трех аукционов к достройке моста приступила та же компания, которая возводила объект в 2018-2019 годы. Мост собирались доделать к осени 2023-го, но этого не получилось. Как оказалось, строители столкнулись со «сложной геологией»: забитые сваи не прошли испытания по нагрузке. Из-за этого пришлось корректировать проект, увеличив количество опор, и заново проходить экспертизу.

Сумма контракта на достройку моста составляла 386,5 млн рублей (по дополнительному соглашению сумма уменьшилась до 385,4 млн рублей). В качестве аванса компании были перечислены около 116 млн рублей, однако «Комистроймост» выполнил работы только на 40 млн. В связи с нарушением срока окончания работ в марте 2024 года «Управтодор Коми» принял решение расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Позже суд признал это незаконным.

В декабре 2024 года по итогам аукциона «Управление автомобильных дорог Республики Коми» заключило контракт на достройку мостового сооружения с ООО «СтройТрансГрупп». Договор заключен по максимальной цене — 383,4 млн рублей. В контракте говорится, что выполнить строительно-монтажные работы надо до 1 июля 2026 года, а сдать объект после реконструкции — до 1 сентября 2026 года. Временно исполняющий обязанности главы Коми Ростислав Гольштейн поручил открыть движение по новому мосту через Лемью до конца 2025 года.

002-2.jpg

*** Сейчас организовано реверсивное движение по старому мосту, который был введен в эксплуатацию в 1965 году. Его протяженность составляет около 88 метров. За почти 60 лет эксплуатации у конструктивных элементов сооружения образовались дефекты. Сейчас скорость движения по мосту ограничена 20 километрами в час, грузоподъемность — 22 тоннами, ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства, составляет 9 тонн.

Кирилл Наумов

39