«Предложения эксперта по развитию общественно-политической сферы региона в контексте проектирования фронтальной стратегии развития республики»
16.04.2025
Как известно, в настоящее время управленческая команда республики осуществляет аудит существующей системы стратегического планирования и в ходе стратегических сессий планирует осуществить проектирование фронтальной стратегии и комплекса новых инновационных политико-управленческих документов развития республики (стратегий, программ, национальных проектов и других актов) в соответствии с майским Указом Президента России о национальных целях развития страны, ее регионов в экономической, социальной, социогуманитарной и общественно-политической сферах общественной жизни республики.
Выскажем ряд рекомендаций к проектированию фронтальной стратегии развития региона в целом.
Как известно, в интервью газете «Республика» ВРИО Главы РК Ростислав Гольдштейн рассказал о работе его управленческой команды по проектированию фронтальной стратегии развития республики и пригласил общественность к ее разработке.
Руководитель региона отметил «я постоянно напоминаю чиновникам всех уровней: наша работа – не для нас самих, а для людей. Поэтому нужно спрашивать у них: что необходимо для комфортной жизни? Именно поэтому во время поездок по муниципалитетам я обязательно встречаюсь с лидерами общественного мнения и прошу их поделиться своими проектами и идеями».
Исходя из этих позиций мы представляем некоторые экспертные идеи к проектированию фронтальной стратегии.
Во-первых, мы полагаем, что:
- стратегия должна быть действительно фронтальной, а не только социально-экономической, как это номинируется в действующей стратегии региона, т.е. охватывающую все взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы регионального общества: экономическую, социальную, политическую, гуманитарную, духовную, культурную.
- что новый формируемый основополагающий стратегический документ можно номинировать как «Стратегию возрождения и преображающего развития Республики Коми на период до 2030 года», органично включающую две актуальные и взаимосвязанные стратегемы развития: возрождение и преображение.
- что важнейшими компонентами стратегии должны быть: интегральный желаемый образ будущего Республики Коми и образы желаемого будущего развития всех подсистем общества (экономической, социальной, политической и духовной), миссия и девиз республики, сценарные варианты будущего в основных сферах и подсистемах общественной жизни региона, сценарии инновационного преображения региона. Возможно, девизом республики может быть управленческий девиз сформулированный ВРИО Главы РК «Гордость. Уверенность. Победа».
- Что фронтальная стратегия должна иметь статус не только документа государственного регионального стратегического планирования, но «народной стратегией», спроектированной и принятой с участием инициативной, активной, конструктивной части общественности и институтов гражданского общества.
- Что фронтальная стратегия – это научно-обоснованный документ стратегического планирования, спроектированный научными коллективами регионального и федерального уровня с использованием всей совокупности современных научно-аналитических технологий и форм проектирования программ.
Во-вторых мы считаем, что эффективная работа по проектированию стратегии актуализирует задачу возрождения деятельности Совета по науке при Главе РК, Аналитического Центра Главы РК, возрождения института советника Главы РК по науке, повышения эффективности функционирования системы проектного управления в республике (в том числе, регионального проектного офиса (ведомственного, муниципального), его общественно-экспертного совета, функционирования сайта проектного управления и других его институтов). Для этого, необходимо провести аудит всей существующей системы проектного управления республики.
С точки зрения научного подхода к проектированию основного стратегического документа региона, первым этапом проектирования стратегии должна быть разработка проекта ее концепции и представление ее общественности для обсуждения, в том числе, в Общественной палате РК.
Как мы полагаем, важнейшим компонентом фронтальной стратегии должна быть стратегия общественно-политического развития республики, стратегия повышения эффективности политической системы.
Мы в форме экспертной инициативы рекомендуем органам государственной власти республики осуществить в общественно-политической сфере региона следующий комплекс мер (дополнительных) к уже принятым, реализуемым и проектируемым Правительством РК концепциям, стратегиям, национальным проектам и программам развития республики.
Во-первых, с целью повышения эффективности функционирования общественно-политической сферы республики, в том числе политической системы региона, рекомендуется осуществить проектирование «Стратегии общественно-политического развития республики на период до 2030 года» как составной части общей стратегии развития республики.
Как мы полагаем, актуальность проектирования стратегии детерминируется тем, что в системе государственной политики сферы общественно-политического развития региона пока отсутствует целый комплекс стратегических документов и программ в сфере развития гражданского общества, института общественного участия, что снижает эффективность этой важнейшей сферы общественного развития, а также тем, что существует объективная необходимость осуществления комплекса политико-управленческих мер по гармонизации общественно-политических отношений в условиях новой сложной социально-политической реальности, повышению уровня общественной консолидации, консолидационного потенциала, единства и социальной сплоченности общества, межнационального и межконфессионального согласия, достижению гражданского консенсуса как факторах успешной реализации социально-политических проектов, формированию солидарного общества, дальнейшему расширению общественной коалиции сформировавшейся вокруг Президента РФ, формированию широкого народного фронта поддержки политического курса Главы государства российского, реализации стратегии В.В.Путина, специальной военной операции, расширения и активизации общественно-благотворительной народной помощи добровольческому движению Победы, подготовке и проведению в регионе важнейших избирательных политических кампаний 2025 -2026 годов, эффективности реализации стратегии преображающего развития региона Главы РК.
Предлагая органам государственной власти осуществить проектирование стратегии общественно-политического развития мы в полной мере согласны со следующими оценками ВРИО Главы РК ситуации в сфере государственного управления:
- управленческая система, на мой взгляд, сильно деградировала. Сформировалась система линейно-административного управления регионом.
Это как в известной русской поговорке: «Я – начальник, ты – дурак». Но в современных условиях линейная система администрирования уже не работает. Мир стал многообразен и многозадачен. Будь начальник хоть семи пядей во лбу, он не может быть специалистом во всем и действовать по принципу: «И жнец, и швец, и на дуде игрец». Задача руководителя – объединить вокруг себя людей, компетентных в своих отраслях. То есть создать команду профессионалов.
Причем надо не просто собрать команду, а еще и научить ее методикам управления в современных условиях. - Приступим к формированию фронтальной стратегии развития Республики Коми. То есть развития всех направлений – от промышленности до сельского хозяйства, от социальной сферы до вопросов безопасности (а у нас, на Севере, к таковым относится многое, например, котельные, трубы, топливо и т.д.). Главная цель – улучшение качества жизни людей. Поэтому такая стратегия, разработанная экспертами, должна пройти общественное обсуждение. Если жители республики ее одобрят, будем выполнять.
- Искаженная информация порождает неправильные управленческие решения. В наше время это может иметь плохие последствия, до цугундера довести. Поэтому сам я врать не хочу и другим не советую. (http://www.tribuna.nad.ru/ne-nado-krichat-ya-dazhe-shepot-uslyshu-tri-chasa-naedine-s-goldshtejnom-o-chem-povedal-tribune-etot-ulybchivyj-chelovek-s-tixim-golosom-i-cepkim-vzglyadom/)
- Разрабатываемая стратегия – это четкий документ, который расставит все точки над «i»: в какие годы какие вопросы решаем, какими показателями будем измерять результаты, и главное – какую пользу это принесет конкретным людям в конкретных муниципальных образованиях.
- Безусловно, наша стратегия основывается на национальных проектах, утвержденных Владимиром Владимировичем Путиным. Республика Коми решает те же задачи, что и вся наша страна под руководством Президента. Быть сильными, благополучными, уверенными в себе и будущем нашей великой Родины.
- Пересмотру подлежит абсолютно все: от перечня дорог, нуждающихся в ремонте, до строительства детских садов, школ, больниц, спортивных объектов и социальных центров. Именно поэтому я требую от всех чиновников постоянного диалога с людьми. Нужно выяснить, чего действительно хотят жители, и отразить это в документах, которые станут основой фронтальной стратегии. Такой подход полностью соответствует принципам, по которым формируется федеральная фронтальная стратегия.
Одним из компонентов стратегии является категория «общественно-политическое развитие региона». Автор понимает общественно-политическое развитие как «демократическое, человекоориентированное, системное, научно-обоснованное эффективное развитие общественно-политической сферы общественной жизни региона, в том числе, его политической системы, ее подсистем и институтов обеспечивающее создание благоприятных условий для гармонизации общественно-политических отношений, расширение возможности влияния граждан на региональную политику, общественного участия в преображающем развитии республики, обеспечивающее социально-политическую деполяризацию, сплоченность, общественную солидарность, формирование солидарного гражданского общества, устойчивость общественно - политического согласия и прочность гражданского мира, социально-политическую безопасность, благоприятный общественно-политический фон эффективного функционирования региона, повышение уровня доверия всем институтам политической системы, легитимности, создание эффективного механизма взаимодействия ветвей власти, повышение эффективности и качества функционирования всех институтов политической системы с целью формирования позитивных демократических политических условий для практической реализации национальных целей развития страны и региона».
Структурный дизайн стратегии должен включает ее цели, задачи, принципы, направления, систему управления, критериально-индикативный комплекс эффективности, желаемый образ республики в сфере общественно-политического развития (желаемый общественно-политический образ региона) как интегральный индикатор достижения целей стратегии общественно-политического развития и комплекс стратегий (или программ) развития (повышения эффективности функционирования) основных институтов политической системы:
- Стратегия повышения эффективности функционирования института высшего должностного лица - Главы РК;
- Стратегия повышения эффективности деятельности института Правительства РК – высшего органа исполнительной власти;
- Стратегия повышения эффективности деятельности Государственного Совета РК (повышение эффективности реализации триады законодательной, контрольной и представительной функций с критериально-индикативной системы эффективности реализации данных функций, и Госсовета РК в целом);
- Стратегия развития института местного самоуправления.
- Стратегии повышения эффективности функционирования системы общественно-государственных институтов: Общественной палаты РК и Коми регионального отделения ОНФ; общественных советов органов государственной власти и других данных институтов).
- Стратегия повышения эффективности деятельности институтов гражданского общества («Стратегия солидарного «соработничества» гражданского общества и государственной власти по преображающему развитию республики», реализации фронтальной стратегии развития республики.
- Стратегии повышения эффективности реализации основных региональных государственных политик в сфере общественно-политического развития (региональных государственных субполитик) обеспечивающих создание условий для качественного общественно-политического развития, в том числе: государственной политики формирования солидарного общества, гармонизации общественных отношений, государственной политики формирования общества всех возрастов, солидарности и преемственности всех поколений, стратегии политики общественного участия в преображающем развитии региона, стратегии политики реализации прав и свобод граждан, стратегии информационной политики и политики формирования желаемого образа республики, политики изучения и формирования общественного мнения, политики формирования территориальной гражданской идентичности, стратегии региональной исторической политики (политики памяти, политики исторического просвещения), стратегии региональной национальной политики, стратегии региональной электоральной политики и ряда других).
В структуру проекта стратегии общественно-политического развития рекомендуется включить проектирование и утверждение следующего комплекса (дополнительных к уже принятым и реализуемым) концепций, стратегий, программ, нормативных актов, актуально необходимых, но, отсутствующих в системе управленческих решений республики:
- «Концепции повышения эффективности государственного и муниципального управления в Республике Коми»
- Концепции стратегии развития института муниципальных образований РК (в рамках реализации закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Одним из ее разделов должен быть «критериально-индикативная система эффективности деятельности органов МСУ) См. опыт Вологодской области «Сводный доклад Вологодской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов по итогам 2023 года Svodnyy-doklad-za-2023-god.pdf (Размер: 2193.93 Кб) Мониторинг эффективности деятельности МСУ Вологодской области - Поиск в Google
- «Концепции формирования солидарного общества в Республике Коми» (наши предложения отражены в публикациях на сайте ОПРК)
- «Концепции и программы повышения эффективности осуществления государственной региональной внутренней политики (политики в сфере общественно-политического развития). Актуализируется задача формирования новой системы управления внутренней политикой в том числе, в структуре Администрации Главы РК);
- «Концепции и программы современной кадровой политики»
- Концепции развития Коми республиканской академии государственной службы и управления»
- «Концепции защиты прав и свобод граждан в Республике Коми»;
- «Концепции формирования инновационного имиджа Республики Коми» (некоторые наши экспертные предложения изложены в ряде публикаций.
- «Концепции государственной информационной политики в Республике Коми;
- «Концепция государственной поддержки и развития гражданского общества, повышения активности и эффективности общественного участия (общественного управления и со-управления) в преображении Республики Коми»;
- Концепции гражданского форума Республики Коми.
- Концепции и программы повышения эффективности региональной электоральной политики (включая концепцию повышения правовой культуры избирателей и концепцию развития института общественного наблюдения за выборами в Республике Коми);
- Концепции и программы стратегии осуществления государственной научной политики в Республики Коми;
- Концепции и программы формирования единой системы информационно-аналитического, (в том числе социологического) обеспечения органов исполнительной власти РК, включая повышение эффективности функционирование Ситуационного аналитического Центра при Главе РК;
На основе вышеизложенных концепций рекомендуется принять следующий комплекс стратегий:
- «Стратегию формирования солидарного общества, социальной сплоченности, консолидации и гармонизации общественных отношений в Республике Коми на период до 2030 года.
- «Стратегию повышения эффективности деятельности ТОСов»
- «Стратегию и программу формирования инновационного имиджа Республики Коми» (наши экспертные предложения представлены на сайте ОПРК)
Во-вторых, рекомендуется принять комплекс следующих государственных программ и нормативных актов:
- Государственную программу повышения эффективности функционирования института местного самоуправления в РК (см, например, ГП Хабаровского края ."Содействие развитию местного самоуправления", информация о ходе исполнения - Программы - Комитет по внутренней политике Правительства Хабаровского края
- Программу формирования желаемого (надлежащего), инновационного образа Республики Коми.
- Государственную программу повышения эффективности государственно-частного партнерства в Республике Коми.
В-третьих, рекомендуется разработать и внести на рассмотрение Государственного Совета РК следующие законопроекты:
- Закон РК «Об общественных советах при органах государственной власти Республики Коми;
- Закон «О государственной поддержке социально-ориентированных некоммерческих организациях в Республике Коми»;
- Закон РК «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления»;
- Закон РК «Социальный кодекс Республики Коми»;
- Закон РК «Об общественной палате муниципального образования в Республике Коми»;
- Закон Республики Коми «О законодательной инициативе граждан в Республике Коми»
- Закон «О наказах избирателей в Республике Коми»;
- Закон РК «О ежегодном обращении (отчете, докладе) Главы Республики Коми Государственному Совету Республики Коми». (или «О Послании Главы РК Государственному Совету РК» (с этой целью необходимо возродить соответствующую статью Конституции РК о ежегодном обращении Главы РК Государственному Совету);
- Изучить опыт субъектов РФ, в Конституциях и Уставах которых, значительно расширен состав участников права законодательной инициативы в законодательных собраниях (среди них – Устав Еврейской автономной области, где например, такое право имеет Общественная палата, молодежное собрание и др.).
В-четвертых, рекомендуется принять следующие Указы Главы РК;
- «О ежегодных государственных докладах Республики Коми»;
В сфере общественно-политического развития основными государственными (общественно-государственными) докладами могут быть: «Обращение (доклад) Главы Республики Коми Государственному Совету Республики Коми», «Доклад об эффективности деятельности органов исполнительной власти», «Доклад (отчет) о деятельности Государственного Совета РК», «О реализации государственной внутренней политики», «О государственной информационной политике в РК», «О деятельности института уполномоченного по правам человека в РК», «О деятельности уполномоченного по правам ребенка», «О деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Коми»; «О деятельности избирательной комиссии РК по реализации государственной электоральной политики, повышению правовой культуры избирателей и обучению организаторов выборов и референдумов», «О государственной национальной политике и гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в РК», «О результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов РК», «О деятельности общественных советов при органах государственной власти», «О состоянии гражданского общества в Республике Коми», «О развитии территориального общественного самоуправления в РК», «О развитии социально-ориентированных некоммерческих организаций в РК», «О развитии добровольчества и добровольческой деятельности в РК» и целого ряда других докладов.
- «О ежегодном обращении Главы Республики Коми Государственному Совету Республики Коми» (или «О Послании Главы РК Государственному Совету Республики Коми». Необходимо возродить институт обращений, докладов высшего должностного лица республики Государственному Совету РК (наши экспертные предложения по данному вопросу изложены на сайте ОПРК: Экспертное мнение: Некоторые рекомендации по дальнейшему совершенствованию ежегодного обращения Главы РК к Государственному Совету РК (предложения эксперта) | Общественная палата Республики Коми (rkomi.ru)
- «О совершенствовании экспертно-аналитического и научного обеспечения проектирования и принятии государственных решений в Республике Коми»;
- О повышении эффективности деятельности общественно-государственных экспертных, совещательных и иных Советов, комиссий при Главе РК» (на основе аудита их деятельности). Возможно номинировать комплекс совещательных органов при Главе РК как «Народный Совет при Главе РК» (опыт Хабаровского края).
- «О проведении единого информационного дня в республике (или единого дня информирования населения)» - как массовой, с участием большинства государственных и муниципальных служащих, руководителей органов государственной власти и муниципальных образований диалоговой формы непосредственной коммуникации с гражданами по единой наиболее актуальной теме. (см.Порядок проведения Единого информационного дня в Чувашской Республике | Управа по Московскому району администрации г. Чебоксары, В Чувашии проходит Единый информационный день — Чувашинформ.рф, (Единый день информирования в Республике Беларусь) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 июня 2003 года № 254_Единый день информирования | Витебский Районный Исполнительный Комитет. Мстиславский районный исполнительный комитет).
- «О повышении эффективности деятельности институтов уполномоченного по правам человека, по правам ребенка, защите прав предпринимателей в Республике Коми»;
- «О формировании в Республике Коми системы общественных соглашений и договоров органов государственной власти с гражданами и институтами гражданского общества».
- «О премиях Главы РК (или Правительства РК) им. Питирима Сорокина в области социальных, общественных, гуманитарных наук»;
Правительству РК также рекомендуется:
- Изучить эффективность функционирования системы проектного управления в республике (в том числе, регионального проектного офиса (ведомственного, муниципального), его общественно-экспертного совета, функционирования сайта проектного управления и других его институтов) и рассмотреть данный вопрос на заседании Совета при Главе Республики Коми по стратегическому развитию и проектам;
- Возродить деятельность Совета по образованию и науке при Главе РК как координационного института реализации стратегии государственной научной политики РК.
- Заключить соглашение между Правительством Республики Коми и Общественной палатой о сотрудничестве и социальном партнерстве.
- Рассмотреть на заседании Правительства РК (совместно с Общественной палатой РК) вопрос об эффективности деятельности общественных советов при органах государственной власти. (см.Общественные советы и палаты Ростовской области повысили свою эффективность);
- Изучить вопрос о формировании при Правительстве РК Общественного Совета (см, например, Общественный совет при Правительстве Ростовской области) ;
- Создать экспертный Совет по проблемам общественно-политического развития при заместителе Председателя Правительства РК курирующего вопросы общественно-политического развития региона.
- Изучить вопрос о возрождении издания информационно-экспертного журнала Администрации Главы РК «Государственное и муниципальное управление в Республике Коми»
- Представить на портале Республики Коми систему институтов гражданского общества региона и краткую информацию о их деятельности.
- Правительству РК, в соответствии с требованиями Президента РФ рекомендовать включить в оценку деятельности Глав муниципальных образований их взаимодействие с муниципальными общественными палатами, поддержку институтов гражданского общества, некоммерческого сектора, ТОСовского движения (на основе внедрения рейтинга МСУ по развитию ТОСов с расчетом сводного индекса развития территориальных общественных самоуправлений в муниципальных образованиях, инициативного бюджетирования и итогов конкурса проектов территориальных общественных самоуправлений республики
- Изучить наши экспертные предложения по формированию «Народного Собора (собрания, совета, форума) Республики Коми» как одного из институтов совещательной демократии, институтов регионального «большого правительства». «Народное собрание РК» - это системокомплекс функционирующих в регионе форумов, слетов, сходов, съездов и других массовых форумных мероприятий с участием значительного числа населения республики на которых обсуждаются актуальные проблемы преображающего развития республики, принимаются решения, разрабатываются рекомендации органам государственной власти и управления по экономическим, социальным, политическим, социокультурным, духовным проблемам развития региона, его сфер, отраслей, территорий, отдельных категорий населения. Экспертное мнение: «К вопросу о формировании «Народного собрания (совета, форума) Республики Коми» как одного из новых институтов совещательной демократии, становления солидарного общества региона» | Общественная палата Республики Коми
Государственному Совету РК совместно с избирательной комиссией рекомендуется изучить эффективность реализации электоральных законов ряда субъектов России.
В том числе, закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О системе избирательных комиссий в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", законов «Об избирательной комиссии» Калининградской области», «О муниципальных выборах в Республике Карелия», «О территориальных избирательных комиссиях в Вологодской области» с целью принятия подобных нормативных актов в нашем регионе.
- Изучить деятельность избиркома Республики Карелия о реализации законодательной инициативы в Законодательном Собрании об установлении праздника «Дня избирательных комиссий в Республике Карелия».
Как мы полагаем, актуальность проектирования стратегии детерминируется тем, что в системе государственной политики сферы общественно-политического развития региона пока отсутствует целый комплекс стратегических документов и программ в сфере развития гражданского общества, института общественного участия, что снижает эффективность этой важнейшей сферы общественного развития, а также тем, что существует объективная необходимость осуществления комплекса политико-управленческих мер по гармонизации общественно-политических отношений в условиях новой сложной социально-политической реальности, повышению уровня общественной консолидации, консолидационного потенциала, единства и социальной сплоченности общества, межнационального и межконфессионального согласия, достижению гражданского консенсуса как факторах успешной реализации социально-политических проектов, формированию солидарного общества, дальнейшему расширению общественной коалиции сформировавшейся вокруг Президента РФ, формированию широкого народного фронта поддержки политического курса Главы государства российского, реализации стратегии В.В.Путина, специальной военной операции, разворачивания широкой общественно-благотворительной народной помощи добровольческому движению Победы, подготовке и проведению в регионе важнейших избирательных политических кампаний 2025 -2026 годов, эффективности реализации стратегии преображающего развития региона Главы РК.
В комплекс мероприятий по проведения Года защитников Отечество и Года героев Республики Коми рекомендуется включить:
- Проведение научно –практических конференций:
«Республика Коми в годы Великой Отечественной войны. Вклад в Великую Победу»
«Актуальные проблемы повышения эффективности патриотического воспитания молодежи»
- Провести социологическое исследование, изучение общественного мнения по актуальным проблемам патриотического воспитания граждан и на этой основе принять Концепцию и Программу патриотического воспитанию граждан в Республике Коми на 2025 – 2030 годы (ранее существующая программа завершилась в 2024 году);
- Подготовить для участников проведения Года защитников Отечества и Года героев Республики Коми информационное издание «Президент России и Святейший Патриарх Кирилл « О Великой Победе».
- Изучить и использовать опыт реализация проекта «Год Героя» который реализуется в Свердловской области уже 6 лет общественной организацией «Герои Урала» при поддержке Аппарата полномочного представителя Президента России в УрФО, Свердловского регионального отделения партии «Единая Россия», Законодательного Собрания Свердловской области, Регионального центра патриотического воспитания Свердловской области, всероссийского общества «Знание».
- Провести гражданский патриотический форум Герои Республики Коми.
- Ввести на официальном портале республики рубрику «Великая Победа»
В пятых, Правительству республики рекомендуется изучить, обобщить и использовать опыт ТОП -10 лучших субъектов России, достигших наилучших показателей эффективности изложенных в Указе Президента РФ Указ Президента РФ от 28.11.2024 N 1014 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации", а также опыт субъектов РФ с наилучшими показателями явки и поддержки Президента РФ на выборах, субъектов РФ, имеющих лучшие показатели уровня легитимности всех институтов публичной власти, общественно-государственных организаций, институтов гражданского общества региона, в том числе, государственных СМИ, регионов достигших лучших показателей- индикаторов гармонизации общественных отношений, в том числе, межнациональных и межконфессиональных, уровня солидарности и общественного согласия в обществе, регионов имеющих высокий интегральный индекс социально-политической устойчивости, низкий уровень конфликтогенности общественно-политической ситуации и уровень («градус») социально-политической напряжённости, протестной активности и протестных настроений, высокие индексы эффективности консолидации элиты / урегулирования внутриэлитных конфликтов, индикаторы эффективности отношений с федеральным центром: продвижение региональных интересов и поддержка региональных инициатив в федеральном центре; реализация требований федерального центра в регионе, высокие индикаторы цифрового политического участия как современной формы политической активности, высокие показатели развития электронного сотрудничества граждан с государственными и муниципальными органами власти, политической цифровизации, развития цифровой демократии, высокие индикаторы развития социальной активности в форме сетевого гражданского участия в осуществлении публичной власти; хэштег-активизма, высокого уровня и позитивной динамик вовлеченности граждан в деятельность цифровых платформ обратной связи органов власти с гражданами, высокий уровень вовлеченности граждан в волонтерскую деятельность, уровень вовлеченности в систему воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, уровень развития общественно-благотворительной народной помощи добровольческому движению Победы, регионов занимающих места в первой десятке субъектов в рейтинге эффективности управления (Региональные комментарии: ХI Рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации в 2023 году), в рейтинге Общественных палат (Рейтинг региональных общественных палат), в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню и качеству развития некоммерческого сектора (RAEX - Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню и качеству развития некоммерческого сектора, высокие позиции в рейтинге субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере за 2023 год (https://depeconom.admhmao.ru/informatsiya-dlya-negosudarstvennykh-organizatsiy-v-tom-chisle-so-nko/materialy-reytingi-minekonomrazvitiya-rossii/2023-god/10), высокие позиции в региональном рейтинге третьего сектора «Регион-НКО» (2020—2024 гг.) Региональный рейтинг третьего сектора «Регион-НКО» (2024 год) (Коми - 59 место за 2024 год и 47 место за 2023 год, 28 место -2021 год), высокие места в рейтинге эффективности деятельности региональных ресурсных центров добровольчества и развития добровольческой деятельности субъектов России (.https://nobl.ru/novosti-nizhegorodskoj-oblasti-za-vse-vremya/nizhegorodskaya-oblast-voshla-v-top10-regionov-po-effektivnosti-razvitiya-dobrovolcheskoy-deyateln), в рейтинге субъектов РФ по состоянию и развитию системы распространения печатных СМИ, 2023 год (Коми -69 место) Рейтинг субъектов РФ.docx - Яндекс Документы), в рейтинге по уровню эффективности молодежной политики (ЯНАО стал лидером по эффективности молодежной политики среди регионов России), в рейтинге оценки деятельности региональных организаций Российского Союза Молодежи (Объявлены победители рейтинга оценки деятельности региональных организаций РСМ ) и ряда других индикаторов и рейтинговых позиций.
Эти и целый комплекс других индикаторов – показателей входят также в критериально-индикативную систему эффективности концепции стратегии общественно-политического развития (ее реализации).
Общественной палате РК в сфере общественно-политического развития рекомендуется осуществить проектирование и принять:
- Концепцию Общественной палаты РК как важнейшего общественно-государственного института управления (со-управления) развитием региона. (наши предложения размещены на сайте ОПРК: Экспертное мнение: Общественная палата Республики Коми как важнейший институт общественного управления развитием региона, формирования нового качества гражданского общества: некоторые предложения к проектированию концепции | Общественная палата Республики Коми (rkomi.ru)
- Концепцию стратегии общественного участия в решении стратегических задач и достижении национальных целей развития страны в Республике Коми».
- Концепцию гражданского форума Республики Коми.
- Внедрить систему проведения онлайн-опрос о муниципальных общественных палатах. (Опрос "Муниципальные общественные палаты (советы)" — Yandex Forms).
- Создать некоммерческую организацию (НКО) — Коми региональную ассоциации членов муниципальных общественных палат.
- Провести форум муниципальных общественных палат.
- Создать Совет по взаимодействию Общественной палаты РК с общественными палатами муниципальных образований».
- Инициировать заключение соглашения между Правительством Республики Коми и Общественной палатой о сотрудничестве и социальном партнерстве.
ОПРК во взаимодействии с органами государственной власти и управления рекомендуется принять участие в проектировании:
- «Стратегии развития гражданского общества в Республике Коми на период до 2030 года»;
- «Стратегии развития территориального общественного самоуправления».
- «Государственной программы поддержки гражданских инициатив общественных объединений и граждан в Республике Коми на 2025 - 2030 годы».
- «Программу деятельности Общественной палаты по повышению эффективности институтов гражданского общества в реализации национальной политики (или гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений) в Республике Коми на период до 2030 года.
- Программу «Повышение эффективности деятельности институтов гражданского общества в реализации национальной политики (или гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, гармоничное развитие межнациональных отношений на основе согласия и взаимопонимания между людьми разных этносов, традиций, вероисповеданий.) в Республике Коми на период до 2030 года.
- Создать при Общественной палате рабочую группу по проблемам гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений и Совет руководителей межнациональных общественных объединений, национально-культурных автономий и иных этнокультурных объединений. Возможно создание данного совета на базе Дома дружбы народов Республики Коми.
- Закона РК «Об общественных советах при органах государственной власти Республики Коми;
- Закона «О государственной поддержке социально-ориентированных некоммерческих организациях в Республике Коми»;
- Закона РК «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления»;
- Изучить вопрос о предоставление права законодательной инициативы Общественной палате РК (на основе опыта ряда субъектов РФ, где региональные общественные палаты имеют право законодательной инициативы)
Наш анализ конституций и уставов субъектов Российской Федерации показывает, что правом законодательной инициативы наделены общественные палаты более 20 российских регионов, в том числе: Республики Башкортостан, Тыва, Дагестан, Алтайского и Камчатского краев, Московской, Брянской, Кировской, Тюменской, Ульяновской, Тульской, Томской областей, Еврейской автономной области.
Как полагают эксперты, получение права законодательной инициативы повысит политико-правовой статус региональной Общественной палаты, как социального института формирования общественной позиции по наиболее важным вопросам жизнеустройства региона и доведения ее до органов государственной власти принимающих решения» (Л.Михеева) ключевого субъекта взаимодействия общества и власти, эффективного канала обратной связи (В.В.Путин), «одного из центров влияния на важнейшие политические и социальные решения» (Председатель Мособлдумы Игорь Брынцалов), будет способствовать повышению эффективности ее деятельности и ответственности.
