Всего обработано новостей: 208290
Обработано новостей за 72 часа: 389

Право на имя: Кремс Лев Андреевич. Красноармеец

Ухтинский городской портал 03.10.2025 18+


Право на имя: Кремс Лев Андреевич. Красноармеец

«Спят монументы

 Стихами и в прозе

Взывают к потомкам святые слова.

Но память живет не в граните и бронзе, 

А в людях-без нас эта память мертва».

А. Молчанов

Великая Отечественная война закончилась давно, а наш долг остается. Во время этой войны огромное количество погибших бойцов были похоронены в стихийных братских могилах на поле боя и кладбищах при госпиталях. Их поиском занимаются до сих пор много людей и общественных организаций. Всех их объединяет одно - желание восстановить право погибших бойцов на память об их именах и знание мест упокоения.

Поисковой работой я стал заниматься, чтобы установить место гибели и погребения деда и дяди, пропавших без вести. Много неизвестного в этих конкретных историях… В ходе поисковой работы меня потряс документ-отчет похоронной команды о работе после боя на месте сражения. Из 1200 погибших, медальоны и подтверждающие личность документы были только у 80. Остальные были записаны в число без вести пропавших! Об случае я вспомнил, когда я на портале «Ретро Ухта» в  Республике Коми увидел фотографию извещения о смерти  красноармейца Кремса Льва Андреевича, автором которой был  Адамсон Г.О. 

Кремс Лев Андреевич призван был из, тогда еще рабочего поселка Ухты, моего родного города. В его школе училась моя старшая сестра, наш тесть и зять второй старшей сестры. Оба они появились на свет, когда Лев Андреевич убыл на фронт, после окончания школы №1.

Я знал его отца, Кремса Андрея Яковлевича. Да и кто его не знал в Коми АССР! При его содействии меня приняли в Ухтинскую малую академию наук старшеклассников на юридический факультет еще семиклассником, но начал я там учиться я восьмиклассником.

Это произошло в большой физической аудитории Ухтинского индустриального института. В первых числах июня 1975 года я провожал его в последний путь и нес вахту памяти от имени городской комсомольской организации. 

Еще одним потрясением для меня был момент, когда я осознал, что с гибелью Льва Андреевича 1 или 2 сентября 1942 года, род Кремса прервался! Его брат ушел из жизни в младенчестве, мамы не стало в 1960 году. В Ухте имя Льва Андреевича Кремса увековечено еще с 1974 года, в  школе, где он учился и в Детском парке.   

Поиск начал с места нахождения 1-го Эстонского поселка. В наше время он уже не существовал. В ходе боев он был разрушен и уничтожен. Его не восстанавливали, как и много других. В ходе поиска я видел много фотодокументов о этом месте. Все поля и леса от железной дороги до озера Синявинское были, где воевала 24 Гвардейская стрелковая  дивизия, в составе которой служил артиллеристом красноармеец  Кремс Лев Андреевич, в воронках с водой. Все деревья разлохмачены  или снесены снарядами. Даже застрявшие и потонувшие в болоте  танки, машины, подводы встречались на фотографиях. В траншеях  солдаты ходят босиком, по колено в воде. Доставка боеприпасов и  продовольствия на подводах, запряженных лошадьми по бревенчатым гатям и их постоянно бомбили фашистская авиация и артиллерия. 

Именно у этого поселка развернулись ожесточенные бои.  Сравнив довоенные карты с сегодняшним географическим  положением, я определил место расположения 1-го Эстонского  поселка, который был указан в донесении о безвозвратных потерях  после гибели Льва Андреевича. 

Цифрой 1 обозначен центр поселка. Точнее, это больше был  хутор, чем поселок. Я был там, видел сегодня на этом месте большой  и хороший дачный массив, с красивыми постройками и посадками.  Все сделано с любовью и хорошо. Имеется и магазин. Я пообщался с  несколькими дачниками серебряного возраста. Они знают о жестоки боях в этих местах и о том, что были захоронения.

Сюда приезжают  школьники и поисковики к знаменательным датам, но конкретной  истории Льва Андреевича Кремса не знают. Рядом небольшой музей  Волховского фронта и в храме - мемориале св. князя Александра Невского несколько раз в неделю служат панихиду. На территории  храмового комплекса находится братское воинское захоронение, над  которым установлен памятник защитнику земли русской и  покровителю Санкт-Петербурга Святому Благоверному Великому  князю Александру Невскому. Этот храм-памятник посвящен  советским солдатам и офицерам, погибшим во время Синявинской  операции в 1941-1943 годах. На стенах храма плиты с многими  именами погибших воинов. 

24 гвардейская стрелковая дивизия, в составе которой служил  призванный в июле 1942 года красноармеец-артиллерист Лев  Андреевич Кремс,имела несколько артиллерийских подразделений.  Возможно, он служил в 26-ом отдельном гвардейском истребительно противотанковом дивизионе дивизии. За время службы он успел  отправить своим близким всего одно письмо, как сообщает  информация из интернет пространства.

Третья Синявинская операция для Льва Андреевича Кремса  началась, в составе 24 гвардейской стрелковой дивизии, с 27 августа  1942 года. О нем в документах не упоминается, но описываются  события, в которых он принимал героическое участие.

Наши бойцы прорвали первую линию обороны противника.  Продираясь сквозь леса и болота, часто по пояс в воде. Фашисты  перешли к тактике сопротивления мелкими группами, численностью до роты. В лесу умело действовали их снайпера.

На тропах немцы  ставили минные заграждения, всякого рода «сюрпризы».Наша  дивизия продвинулась на 8 километров в направлении Келколово и  озера Синявино. Даже сегодня это нелегкий путь, я пробовал  пробраться через перелески, поля, канавы. 

29 августа 24-я гвардейская дивизия перехватила железную  дорогу на Шлиссельбург и вышла к восточному берегу озера  Синявино. Это, приблизительно, между двумя памятными знаками, направления к Келколово, по трассе А-120.

Однако развить успех не удалось. Немцы перебросили сюда  резервы. Очень активно действовала немецкая авиация, которая  совершала частые налеты группами до 15 самолетов с короткими  интервалами.

Не успели гвардейцы окопаться, как немцы нанесли контрудар.  Наши бойцы за вторую половину дня отбили шесть сильных  немецких атак. К концу дня позиции советских войск походили на  пепелище. Лес догорал, земля была испещрена воронками от  авиабомб и артиллерийских снарядов. Однако, наши войска  продолжали стоять и отбивать натиск врага с большими для них потерями.

В последующие дни напряженный бой продолжался. Советские  войска безуспешно рвались к Неве, чтобы соединиться с войсками  другого фронта и прорвать блокаду Ленинграда. А немцы упорно  отбивались и усиливали сопротивление, контратакуя крупными  силами пехоты и танков. В отдельных местах, наши воины отбивали  по 7-8 атак противника за день.

Немецкая авиация господствовала в  небе и наносила массированные удары по советским войскам. 24-я  гвардейская стрелковая дивизия окопалась в земле настолько , как это позволял уровень грунтовых вод. А он в тех местах бывает очень  высоким.

Немцы бросили против наших превосходящие силы пехоты и  бронетехники, наносили мощные авиаудары. Гвардейцы держались.  Для того, чтобы остановить танки, устраивали мощные завалы из  толстых бревен, минировали их. Били врага противотанковой  артиллерией и противотанковыми ружьями, чем занимался и Лев  Андреевич Кремс. Нашел описание эпизода, когда недалеко от  железнодорожной станции Апраксин был подбит немецкий танк  «ТИГР». Их впервые применили немцы именно здесь. Чтобы  советские специалисты не могли понять секрет нового оружия,  фашисты послали к нему специальную группу, которая успешно  взорвала этот танк.

Жертв с нашей стороны было много. Даже не буду называть  количество. Оно приводит меня в ужас. Среди них, на поле  солдатской чести, остался и Лев Андреевич Кремс. 

Явно, его захоронили в братской могиле, в спешке, перед  отступлением, в одном километре от центра поселка. В дальнейшим  наши воины, чтобы не попасть в окружение, малыми группами  вышли из этого места. Последним вышел полк прикрытия. В  дальнейшем 24 гвардейская стрелковая дивизия отбыла в Сталинград  без Льва Андреевича Кремса.

А фашисты закрепились у 1-го Эстонского поселка. В январе  1944 года соседний поселок Михайловский и место бывшего 1-го  Эстонского поселка были освобождены за полдня. Так менялись  времена. 

При осмотре места боев я не нашел братской могилы, указанной  в документах. Выяснил, что после войны в Ленинградской области  была проведена большая работа по перезахоронению бойцов из  братских могил разрушенных и ликвидированных поселений. Из района 1-го Эстонского поселка бойцов перезахоронили в мемориалы  «Малая Малукса» и «Синявинские высоты».  

Для уточнения конкретного места перезахоронения обращался  по телефону в различные инстанции и получал противоречивые  ответы.

Тогда я стал официально обращаться с письменными  запросами. Удивил ответ из военкомата города Кировска  Ленинградской области о том, что Лев Андреевич Кремс числится без вести пропавшим. На государственной информационной системе  «Память народа» указано, что он погиб и указано место захоронения.  Разночтения происходят и через долгие годы. Были и другие мелкие,  легко преодолимые препятствия. Я получил официальные ответы.

При посещении мемориала «Синявинские высоты», мест боев  под 1-м Эстонским поселкам и в других местах, я не обнаружил  упоминания имени Льва Андреевича Кремса, 24 гвардейской  стрелковой дивизии. На мемориале было много табличек с именами,  фотографий погибших на эмали и прибитых к деревьям,  прикрепленных к металлическим кольям и вбитым в землю. Я изготовил фотографию Льва Андреевича Кремса и приехал, чтобы  установить ее на мемориале, но все самодельные знаки были  удалены. Тогда пришлось действовать официально. Буду ждать  положительного результата, когда имя нашего героя появится на  мемориальном комплексе.

Увидел там и памятник землякам из Коми АССР, павшим в боях  за Родину на этих высотах. В боях за Ленинград погибло более 5000  военнослужащих, призванных из Коми АССР, из них около 2000 пали  в Кировском районе Ленинградской области, в том числе более 450  человек-непосредственно в районе Синявинских высот.

Собирая материалы о Льве Андреевиче Кремсе, я встретил  много противоречивого материала и сведений. Даже дата гибели в  книге памяти и в донесении о безвозвратных потерях разнятся.  Неудивительно. События происходили в боевой обстановке и не в  нашу пользу. Часто сведения составлялись через месяц-полтора после боев.

Пусть эта военная операция не достигла своей главной цели, но  сюда были стянуты дополнительные силы фашистов из других мест.  Здесь было израсходовано немцами огромное количество снарядов и  авиабомб, предназначенных для осажденного Ленинграда. И многое  другое. Среди всего этого, наш земляк стойко вынес все тяготы и  лишения воинской службы и остался на поле боя Героем!

А я 2 сентября 2025 года обязательно на месте сражения  Льва Андреевича Кремса с немецко-фашистскими захватчиками. По  трехлетней традиции - сигнал-салют автомобилем, проезжая  места боев у Келколово и Апраксина. Обязательно посещу в дни и  часы работы музей Волховского фронта и храм, литургию. Эта война  присутствует во мне!

А землякам из Республики Коми, подъезжающим к Санкт-Петербургу по железной дороге и проезжающим станцию Апраксин,  салютовать памяти наших земляков и Льва Андреевича Кремса.  Совсем рядом, в шаговой доступности, воевал наш, тогда  паренек, и нашел свое упокоение. Во многих местах именно  железнодорожная насыпь служила границей разделения наших войск  и оккупантов.

Думаю, что в моей информации есть неточности, как и в официальной. Настоящей правды о таких массовых трагических  событиях, на пределе человеческих возможностей, никто не может  знать! 

Главное, что имя Героя будет увековечено на поле солдатской  чести и станет на этом поле меньше без вести пропавших! А  вспомнить о нем на этом поле, кроме меня, некому.

Эта статья написана с отклонениями от некоторых правил  журналистики. Это больше статья-эмоция! Я все время писал полное  имя, отчество и фамилию Героя! Совесть и уважение не позволяли  называть его именами-синонимами или еще как-то. Только  полностью, заслужил и имеет право!

«Есть память,которой не будет забвенья.

и слава, которой не будет конца»

Р. Рождественский

         

Виктор Кравцов,

         Санкт-Петербург,

          30 августа 2025 года

27