Всего обработано новостей: 188903
Обработано новостей за 72 часа: 326

Опера из «джентльменского набора» открыла «Сыктывкарса Тулыс»

БНК 05.04.2025 18+


В театре оперы и балета Коми начался фестиваль «Сыктывкарская весна». Первой зрители увидели оперу Джузеппе Верди «Аида» в полуконцертном исполнении. Постановка уже известна аудитории, именно с нее театр начинал текущий сезон. Но специально на фестиваль пригласили солистов из Болгарии, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, а дирижера — из Москвы.

Опера из «джентльменского набора» открыла «Сыктывкарса Тулыс»
Фото Константина Стратиенко

Фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» проходит в Сыктывкаре в 35-й раз. В афише — оперы, оперетта, балеты, симфонический концерт, более 30 приглашенных солистов, музыкантов, дирижеров из ведущих театров страны и зарубежья.

Начать «Тулыс» было решено с премьеры 67-го театрального сезона — «Аиды». Это трагедия, в которой на фоне завоеваний Древнего Египта разворачивается запретная любовь начальника дворцовой стражи египтян Радамеса и эфиопской царевны, рабыни Аиды. До сентября 2024-го опера никогда не шла в Сыктывкаре.

Z06_7541.jpg

Театральный критик, заслуженный деятель искусств России Сергей Коробков, предваряя постановку, рассказал об истории ее создания. В 1868 году правительство Египта обратилось к Верди с просьбой написать оперу на египетский сюжет к открытию Суэцкого канала и каирского театра. Композитор неоднократно отказывался, хотя ему предлагали большие деньги. Последним аргументом стало то, что вместо Верди работу готовы были предложить Вагнеру — только после этого он согласился. В качестве основы сюжета взяли старинный манускрипт, который расшифровал Огюст Мариетт. При этом доподлинно неизвестно, на самом ли деле он был найден или историю выдумал египтолог. Премьера состоялась в 1871 году, и сразу «опера дуэтов и дуэлей, где самое важное — любовь, долг и смерть», где есть «человек, воспринимающий жизнь во всей ее полноте», снискала успех. На первом показе Верди вызвали на поклон 32 раза.

Z06_7434.jpg

— Доминго говорил, что уважающий себя театр должен иметь на афише в своем репертуаре «джентельменский набор», состоящий из названий, начинающихся первыми буквами латинского алфавита — А, B, C, D. А — это «Аида», — подчеркнул Сергей Коробков.

Z06_7401.jpg

Z06_7548.jpg

Роль Аиды исполняла солистка Мариинского театра и лауреат международных конкурсов Мария Баянкина, Радамеса — солист Коми оперы Борис Калашников, Амнерис — болгарская певица Камелия Кадер, Амонасро — солист «Урал Опера Балет» Кирилл Комаров.

Z06_7650.jpg

Z06_7475.jpg

Z06_7526.jpg

И на премьере, и на фестивале «Аида» была в полуконцертном исполнении. Ранее директор театра Алексей Садовский пояснял, что это связано с большой нагрузкой и объемами работы цехов. Сделать ее могли только в таком формате. Также в опере есть задуманные Верди балетные номера, но от них пришлось отказаться. Как таковой сценографии нет, но в качестве фона использовали видеоконтент.

Z06_7510.jpg

Оркестр вывели на сцену, он располагался позади артистов вместе с хором. За дирижерским пультом был Константин Хватынец — главный дирижер и музыкальный руководитель Московского театра оперетты. «Аиду» до сотрудничества с Коми оперой на премьере и фестивале он не исполнял.

Z06_7451.jpg

— Мне было интересно познать эту партитуру. Она очень необычная для самого Верди, потому что в ней он старается работать с пространствами. Очень много закулисной игры и пения хора. Есть на сцене еще оркестр медных духовых, который и в нашей постановке присутствует. Это оркестр военного гарнизона, который нам удалось привлечь, чтобы показать масштаб всей партитуры Верди. Эта работа с пространствами, с двумя оркестрами, закулисная игра, пение хора и солистов — оно явилось для самого Верди новым, — отметил в беседе с БНК дирижер.

Z06_7423.jpg

Константин Хватынец подчеркнул, что «для оркестра это тоже новая вершина, которую надо завоевать». «Аида» — одно из сложнейших сочинений Верди, но коллектив Коми оперы справился:

— В условиях отсутствия декораций и полных костюмов нам удалось показать прежде всего музыку, в тоже время сделать действо, которое раскрывало бы смыслы происходящего.

БНК

37