Облачные рабочие места и дистанционный контроль: как в Коми будут переводить на цифру госуправление и соцсферу
БНК 17.08.2021 18+
Помешать амбициозным планам, по мнению авторов цифровой трансформации республики, могут киберугрозы, низкий уровень цифровых компетенций и антогонизм населения, высокая регламентированность и негибкость отраслевых процессов, а также нехватка бюджетных денег.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Коми опубликовало проект стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления республики. В 120-страничном документе перечисляются задачи, проекты и мероприятия. Какие именно современные технологии будут внедрять в двух последних отраслях — в обзоре БНК.
По каждому направлению перечисляются проблемы, которые поможет решить цифровизация, вызовы развития и возможные риски.
Авторы стратегии указывают, что для госуправления характерны большие массивы неструктурированных и неиспользуемых данных, дублирование и избыточность межведомственных запросов, низкая централизация госзакупок. При этом появилась задача защиты растущего количества персональных данных. А население во многом неудовлетворенно качеством оказания государственных и муниципальных услуг.
Для решения этих проблем собираются трансформировать процессы предоставления услуг населению с использованием цифровых технологий, минимизировать количество запросов людей в ведомства на бумажном носителе, упростить процессы взаимодействия населения и ведомств, создать единую экосистему цифровых данных, повысить уровень надежности и безопасности инфраструктуры обработки данных.
Правда, есть риски, что что-то не получится. Авторы стратегии указывают на угрозы кибербезопасности, низкий уровень цифровых компетенций и антогонизм граждан, высокую регламентированность и низкую гибкость отраслевых процессов, нарушение этических и гражданских норм, тайны частной жизни, неисполнение показателей цифровой зрелости региона для главы Коми.
Проектов несколько: цифровизация мировых судов, использование хранилищ электронных документов, платформ обратной связи, трансформация надзорной деятельности, внедрение региональной электронной системы в сфере закупок.
Среди задач — до 2024 года сократить сроки развертывания облачных рабочих мест с нескольких часов до нескольких минут, перевести всех госслужащих на защищенные и унифицированные сервисы коммуникаций на базе отечественного программного обеспечения, а к 2030 году — обеспечить применение дистанционных методов надзора в 90% видов государственного регионального контроля.
В социальной сфере существует дисбаланс в способах предоставления социальных услуг населению, отсутствует цифровая экосистема комплексного оказания соцпомощи, в том числе по причинам цифрового неравенства города и села. Еще одной проблемой указана бедность населения, снизить уровень которой и собираются при помощи цифровизации. Улучшать ситуацию будут увеличением числа мер соцподдержки в электронном виде и комплексным подходом в реализации задач по долговременному уходу за гражданами. Но всему этому может помешать высокая регламентированность и низкая гибкость отраслевых процессов, ухудшение экономической ситуации (что приведет к отсутствию необходимого объема бюджетных средств), низкая востребованность госуслуг в электронном виде в связи с цифровой неграмотностью населения.
Направлений несколько: создание подсистемы установления и выплат единой системы соцобеспечения, создание цифровой платформы системы долговременного ухода, модернизация службы занятости, перевод мер соцподдержки в формат «Социального казначейства», цифровизация процесса оказания финансовой помощи населению, пострадавшему в ЧС.
Среди задач — переход к 2024 году на 100% предоставление мер соцподдержки в электронном виде, а также в проактивном (беззаявительном) порядке, сокращение количества очных визитов в центры занятости, автоматическое назначение мер соцподдержки в день возникновения права на них.
