Всего обработано новостей: 210166
Обработано новостей за 72 часа: 217

    «Некоторые рекомендации  новому составу Государственного Совета РК по повышению эффективности деятельности регионального парламента»  

20.10.2025


Владимир Теребихин. Экспертное мнение:

    «Некоторые рекомендации  новому составу Государственного Совета РК по повышению эффективности деятельности регионального парламента»  

  • «Самое главное – надо всегда слышать людей. В ежедневном режиме, точно так же, как в период предвыборной кампании, быть с ними в открытом диалоге, постоянно получать живой, не забюрократизированный отклик, обратную связь»

                          В.В.Путин – Президент России

  • «Сегодня начинается новый этап в политической жизни нашего региона. Состав Государственного Совета значительно обновился. Это создает возможности для новых подходов в законотворческой деятельности при сохранении накопленного парламентского опыта. Все вы очень разные, со своим опытом, мнением, позицией. Педагоги, врачи, предприниматели. Есть те, кто работал в городских и районных советах. В ваших рядах – участники СВО. Но главное, что всех вас объединяет, одно – вы настроены на работу во благо нашей северной земли и её жителей»
  • «В рамках выборной компании вы проделали большую работу в округах, сейчас очень важно не потерять связь с избирателями. Именно они помогают определить направления деятельности, указывают на болевые точки. Чаще встречайтесь с людьми, советуйтесь, помогайте. Мы должны оправдать доверие жителей. Ради них мы работаем».                   
  • Перед нами много вызовов, но вместе мы сможем ответить на них и выполнить все задачи, поставленные перед нами населением. Мы сделаем нашу республику процветающей, комфортной для жизни. Мы вернём Республике Коми поводы для гордости, уверенности и новых побед»

 Р.Э. Гольдштейн – Глава Республики   

 

  Как известно, 29 сентября состоялось первое заседание I (осенней) сессии Государственного Совета Республики Коми VIII созыва.   На нем были сформированы органы управления  парламента.

   Среди комплекса первоочередных задач регионального парламента  нового созыва является  проектирование и утверждение планов работы.

  Некоторый опыт моего участия в деятельности Общественного Совета при Государственном Совете РК, анализ деятельности Госсовета РК,  изучение практики функционирования региональных парламентов субъектов РФ позволяет сформулировать ряд рекомендаций по планированию и совершенствованию деятельности  постоянно действующего высшего и единственного законодательного (представительного ) органа государственной власти Республики Коми.

  Во-первых, Государственному Совету было бы целесообразно создать  депутатскую (или экспертную)  группу по проектированию и принятию «Концепции стратегии  деятельности Государственного Совета  VIII созыва».

Концепция стратегии – это интегральная конструкция, «системокомплекс» взаимосвязанных, сущностных компонентов, доминантных начал  деятельности  парламента формулирующих системные представления о Государственном Совете и направлениях совершенствования деятельности, повышения ее роли в решении задач преображения региона.

Это научно-обоснованный, программно-порождающий документ  Госсовета РК, отражающий ее публичную философию и имеющий многофункциональное предназначение. Он является базовым, основополагающим, внутренним документом перспективного и текущего планирования

В некотором роде, концепция – есть формулирование желаемого для избирателей интегрального образа Государственного Совета как важнейшего политического института в политической системе республики

Концепция является также  своеобразной научно-практической основой  для проектирования «Стратегии повышения эффективности деятельности Государственного Совета на период созыва»  -  базовой основы для текущего, ежегодного планирования деятельности. Концепция - есть видение  механизмов реализации формирования желаемого образа регионального парламента, на основе которого и формируется стратегия. 

  Стратегия деятельности определяет приоритетные задачи и направления деятельности,  главные приоритеты деятельности депутатов на период созыва  регионального парламента с учетом основных целей и приоритетов развития Республики Коми.

Стратегия может являться важнейшей составной частью стратегии общественно-политического развития республики, стратегии повышения эффективности функционирования политической системы региона, как компонента фронтальной стратегии  возрождения и преображающего развития региона.  

   В стратегии должны быть отражены направления повышения эффективности реализации всех основных функций парламента: законодательной, представительной и контрольной, деятельности всех основных структурных институтов  Госсовета, Совета руководителей Советов Республики Коми, Общественного совета при Государственном Совете, Молодежного Парламента Республики Коми, Палаты молодых депутатов при Государственном Совете  (необходимо возродить ее деятельность) и аппарата Государственного Совета.

   Один из важнейших разделов стратегии – деятельность Государственного Совета по реализации Указа  Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" в Республике Коми, в том числе, создание системы парламентского контроля за реализацией национальных проектов,  парламентского контроля и мониторинга за реализацией национальных проектов, разработка «дорожной карты» депутатского контроля за строительством объектов социальной сферы. 

   В стратегии должна может быть представлена отсутствующая до настоящего времени в практике функционирования регионального парламента критериально-индикативная система, система критериев и показателей эффективности его деятельности.

  При проектировании системы критериев и показателей эффективности деятельности Госсовета, необходимо, ориентироваться на следующие политические установки, входящие в «человекоцентрированный политико-управленческий кодекс государственной деятельности Президента России В.В.Путина» (термин В.Теребихина. см. «Человекоцентрированный политико-управленческий кодекс государственной деятельности Президента России В.В.Путина//https://op11.rkomi.ru/node/2413):

 

  •  «Оценивать результаты проделанной работы надо не по количеству снятых с контроля поручений или по объёму написанных отчётов – это у нас делать умеют, научились. Люди должны почувствовать реальные перемены к лучшему. Должны почувствовать, например, что стало проще создавать своё дело, устроить ребёнка в детский сад, переехать в новое, более комфортное жильё, получить качественную медицинскую помощь»;
  • «Для людей важно, что реально сделано и как это улучшает их жизнь, жизнь их семей. И не когда-нибудь, а сейчас».
  • «Россия – это, прежде всего, люди, которые считают ее своим домом. Их благополучие и достойная жизнь – главная задача власти. Любой!;
  • «На всех уровнях власти нужно строить работу так, чтобы интересы и нужды, запросы людей всегда стояли во главе угла, в том числе в ходе реализации будущих крупных инвестиционных проектов».
  • «Ключевой критерий эффективности нашей работы – это оценка граждан … как они воспринимают динамику, темп, качество изменений в их жизни. Хочу ещё раз обратить на это внимание всех коллег»
  • «Результаты, эффективность работы власти должны оцениваться, прежде всего, исходя из интересов семьи, роста её благосостояния. Именно семья должна быть в центре всей государственной политики.
  • «Большая многодетная семья должна стать нормой, философией жизни общества, ориентиром всей государственной стратегии.
  • «Ресурсы в реализацию нацпроектов направляются значительные. И конечно, люди должны видеть конкретные, осязаемые результаты непосредственно там, где они живут.
  • «Главный результат наших программ измеряется не тоннами, километрами и суммой потраченных денег. Главное – это оценка людей, то, как меняется к лучшему их жизнь».

 

    Необходимо иметь в виду, что перечисленные выше гуманистические критериальные политические установки главы государства были предельно конкретизированы в Указе Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", Указе Президента Российской Федерации от 28 ноября 2024 г. № 1014 “Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации”  от 29 ноября 2024 https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/410912652/, в показателях рейтинга оценки усилий региональных органов исполнительной власти по созданию качественной среды для жизни граждан разработанном агентством стратегических инициатив (АСИ) по рекомендации Президента РФ. https://asi.ru/government_officials/quality-of-life-ranking/

 

 Следует учитывать, что разработка критериев оценки эффективности деятельности законодательной власти должна происходить в тесной увязке с оценкой исполнительной власти. В целевых и функциональных показателях, стандартах и критериях эффективности парламентской деятельности, как мы отмечали выше,  необходимо обеспечить превалирование  человекоразмерных, социогуманитарных показателей, показателей человеческого развития в республике.  

Существует широкий комплекс методов оценки качества и эффективности деятельности депутатов. Например, интегральный рейтинг качества работы народного избранника, (коэффициент полезности депутата (КПД) — интегральный рейтинг качества работы народных избранников, который составляет портал «Депутат.клуб».

  Этот рейтинг зависит только от реального качества работы парламентария. КПД вычисляется на основании четырех базовых параметров:

  • Первый – это народный рейтинг. Народный рейтинг показывает, сколько активных сторонников имеет депутат, а если рейтинг падает – для парламентария это повод задуматься, что он делает не так.
  • Второй – рейтинг активности. Составляется на основании данных аппарата Госсовета. Сколько законопроектов внес депутат за отчетный период, сколько раз выступил на заседаниях, в каком количестве рабочих мероприятий принял участие. Чем активнее парламентарий исполняет свои непосредственные обязанности, тем выше его позиция в этом рейтинге.
  • Третий – медиа-рейтинг. Составляется на основании мониторинга средств массовой информации и социальных сетей. Умение качественно организовать работу со СМИ, пабликами в соцсетях и ведущими блогерами крайне важны для депутата. Учитываются только позитивные и нейтральные публикации.
  • Четвертый – экспертный рейтинг. Составляется на основании оценок работы депутата ведущими региональными экспертами – политологами, учеными, руководителями СМИ, представителями исполнительной власти.

    Рассчитывается также индекс активности депутата. Расчет индекса активности депутата происходит из сложения нескольких показателей, которые фиксирует программа и социология в округах. Элементы:

  • К1 - депутатская активность в законотворчестве,
  • К2 - узнаваемость среди избирателей,
  • Э1 - одобрение избирателей (в %),
  • H1 - негативный блок,
  • М1 - медиактивность (упоминания в СМИ),
  • И1 - индекс открытости.

Можно оценивать народных избранников и по пяти критериям:  результативность работы с избирателями; эффективность работы с обращениями граждан; наличие и эффективность постоянного диалога с избирателями; открытость, публичность, взаимодействие со СМИ, медиаактивность; референтность, взаимодействие с институтами гражданского общества  

   В систему показателей эффективности можно включить  рейтинги  активности, полезности, и эффективности деятельности депутатов (по опыту Госдумы РФ и ряда региональных парламентов), (См. Двадцать третий интегральный рейтинг депутатов Государственной Думы - #КПДГД2758_3831.pdf), Коэффициент полезности депутата (КПД),  | Депутат Клуб,  Рейтинг депутатов ЗСК: за I квартал 2025 года большинство депутатов не создали даже десяти инфоповодов о себе в СМИ,  Рейтинг активности депутатов Законодательного собрания - Новости - 66.ru, Нижегородскому Законодательному собранию VII созыва 3 года. Рейтинг влиятельности депутатов – 2024), https://tolknews.ru/politika/166833-pyat-samih-mediynih-deputatov-akzs-v-marte-reyting?ysclid=mgby1t7gdc237711369, https://yasnonews.ru/news/aktual/91637_reyting_deputatov_zsk_za_i_kvartal_/, https://dvobozrenie.ru/news/zakonodatelnaja-duma-habarovskogo-kraja/, https://global56.ru/person/cat/0/329, http://vybor-naroda.org/lentanovostey/232995-na-altae-sostavili-rejting-medijnosti-deputatov-zaksobranija.html

  Указанные рейтинги должны открыто публиковаться на сайте Госсовета для сведения избирателей.

  Граждане  должны знать по каким  критериям и показателям  региональная легислатура оценивает свою деятельность и  то, насколько  активно, и главное, эффективно работает депутатский корпус. 

    В целях стимулирования работы депутатов Госсовета необходимо в нормотворческом порядке в Регламенте установить понятие «рейтинг депутата Госсовета», основанный на объективных показателях его парламентской деятельности.

 По примеру Законодательного Собрания Краснодарского края на сайте Госсовета можно выделить рубрику «Работа депутатов» https://www.kubzsk.ru/news/work-deputies/  и «Работа комитетов».  https://www.kubzsk.ru/news/work-on-committee/

      Для вновь избранных депутатов необходимо иметь ввиду, что, если депутат ставит во дворах своего округа лавочки, помогает пенсионерам, инвалидам, детям, школам, детским садам и так далее - это, конечно, хорошо и внушает уважение. Но это не депутатская деятельность. Человек с достатком, бизнесмен, (а такие депутаты есть в ГС), может оказывать помощь детям, инвалидам и старикам, а также ставить лавочки, даже не обладая «корочкой» депутата. Так что по этому критерию оценивать депутатскую работу не стоит и большого смысла не имеет.

Депутат отстаивает интересы избирателей через законотворческую деятельность - то есть разрабатывает (или участвует в разработке) проекты законов, которые регламентируют нашу с вами жизнь и действуют на территории региона (то есть, как депутат Госдумы, только в меньшем масштабе). Следовательно, один из главных способов оценить, насколько депутат эффективен, нужно просто посмотреть, над какими законопроектами он работал и какие предложения вносил. Безусловно, это упрощённый способ оценки, но он даёт общие представления о работе того или иного парламентария.

    В стратегию деятельности Госсовета (и в его бюджет) рекомендуется включить проведение  ежегодного социологического изучения общественного мнения о деятельности Госсовета, его комитетов, депутатского корпуса, как одной из форм реализации функции обратной связи парламента, и оценки эффективности деятельности.

    Во- вторых,  как нам представляется, в рамках реализации стратегии Государственному Совету необходимо осуществить проектирование и принятие «Программы  повышения эффективности осуществления представительной  функции Государственного Совета РК»  (функции взаимодействия с  гражданским обществом, избирателями)  - одной  из трех важнейших парламентских функций Госсовета: законотворческой, представительной и контрольной.   

Известно, что представительная функция парламента, как одна из ключевых смыслообразующих функций регионального парламента  тесно связана с функцией перевода требований, исходящих от различных социальных групп, с обыденного языка повседневности на политический язык. Именно в парламенте происходит конверсия требований общества на язык законов. С представительской тесно связана  и функция обратной связи, без которой парламент не может обеспечить эффективную социальную поддержку реализации стратегии развития региона.  

Кроме того,  региональный парламент рассматривается как площадка артикуляции и согласования наиболее спорных интересов, как переговорная площадка по наиболее значимым вопросам. В данном контексте важна «переговорная функция» в деятельности парламента. Результатом, формой  реализации этого является принятие консенсусного решения (законодательного акта) на основе консолидированного общественного мнения.

  В данной программе рекомендуется  выделить следующие разделы:

  • взаимодействие с  гражданами – избирателями; 
  • взаимодействие с основными институтами гражданского общества республики: партиями, национально-культурными автономиями, общественными объединениями и др;  
  • взаимодействие с  общественно-государственными институтами (Общественной палатой РК, ОНФ); 
  • взаимодействие с общественными институтами при Государственном Совете РК: Общественным Советом, молодежным парламентом, Советом руководителей Советов, Палатой молодых депутатов при Государственном Совете .    
  • взаимодействие со СМИ; 

  Рекомендуется включить специальный раздел о взаимодействии Государственного Совета с  общественными объединениями в Регламент Государственного Совета (например, опыт Тюменской областной Думы, смю Глава 32. ОБЛАСТНАЯ ДУМА И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, https://duma72.ru/ru/about/legal_principles/reglament/glava-32.php )

Как нам представляется, новому созыву Государственного Совета необходимо провести аудит заключенных соглашений с различными институтами политической системы республики и актуализировать соглашения, в том числе с  общественными объединениями, СМИ и другими институтами.

 С  целью совершенствования деятельности Государственного Совета РК по организации эффективного взаимодействия с гражданами и обеспечения системного участия граждан в деятельности Государственного Совета, интенсификации процессов коммуникации с населением  рекомендуется осуществить также следующий комплекс мероприятий: 

1.В целях дальнейшего совершенствования взаимодействия с Общественной палатой РК, повышения эффективности ее функционирования: 

  • Разработать и принять «Программу (план работы) взаимодействия Государственного Совета РК с Общественной палатой РК на период созыва». Фактически – это может быть план реализации  Соглашения ГС и ОПРК, которое необходимо обновить и принять на период созыва.

Кроме того, рекомендуется: 

  • рассмотреть контрольный вопрос  «О ходе выполнения закона «О вопросах организации и деятельности Общественной палаты Республики Коми» и принятия возможного  решения о разработке новой редакции Закона или внесения в него новых новелл.  
  • Для повышения активности и эффективности работы членов ОПРК, рекомендованных Государственным Советом РК в состав Общественной палаты РК рекомендуется заслушивать информацию  о их деятельности (1 раз в полугодие). Палата, при этом, готовит соответствующие оценки их деятельности для Госсовета.
  • В общем контексте  законодательной  деятельности по реформированию Конституции региона рекомендуется изучить вопрос  о внесении изменений в Конституцию РК  в части наделения Общественной палаты РК правом законодательной инициативы. Таким правом пользуются уже около 30 региональных палат. Можно изучить опыт и практику реализации законодательной  инициативы в других субъектах. Рекомендуется также рассмотреть вопрос о внесении  в текст Конституции РК статьи «Общественная палата Республики Коми». 
  • Государственному Совету рекомендуется изучить вопрос о принятии закона Республики Коми о «нулевых чтениях», как предварительного рассмотрения социально-значимых для общества законопроектов, которые позволят реализовать конституционное право граждан на участие в управлении государством, как «важного инструмента повышения качества законотворческой работы» (Путин В.В.)
  1. Также рекомендуется изучить вопрос о проектировании и принятии закона Республики Коми «О законодательной инициативе граждан» (закон «О законодательной инициативе граждан»  принят,  например,  в Законодательном Собрании Нижегородской области).

Как отмечается в законе «Право законодательной инициативы граждан в Законодательном Собрании - это возможность граждан в количестве не менее двух тысяч человек вносить в установленном порядке в Законодательное Собрание проекты законов Нижегородской области (далее - область) и поправки к проектам законов области, подлежащие обязательному рассмотрению на заседании Законодательного Собрания). Закон Тульской области «О порядке реализации группой граждан Российской Федерации, проживающих на территории Тульской области, права законодательной инициативы» Как это изложено в  статье 37. Право законодательной инициативы в Тульской областной Думе. Право законодательной инициативы в Тульской областной Думе принадлежит депутатам Тульской областной Думы, комитетам Тульской областной Думы, Губернатору Тульской области, лицу, официально его замещающему, Правительству Тульской области, прокурору Тульской области, Общественной палате Тульской области, уполномоченному по правам человека в Тульской области, уполномоченному по правам ребенка в Тульской области, уполномоченному по защите прав предпринимателей в Тульской области, избирательной комиссии Тульской области, представительным органам муниципальных образований, а также группе граждан Российской Федерации в количестве не менее 25 тысяч человек, проживающих на территории Тульской области (далее - группа граждан). Порядок реализации группой граждан права законодательной инициативы устанавливается законом Тульской области.

 Мы также рекомендуем разработать и внести на рассмотрение Государственного Совета РК следующие законопроекты:

  • Закон РК «Об общественных советах при органах государственной власти Республики Коми;
  • Закон «О государственной поддержке социально-ориентированных некоммерческих организациях в Республике Коми»;
  • Закон РК «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления»; 
  • Закон РК «Социальный кодекс Республики Коми»;
  • Закон  РК «Об общественной палате муниципального образования в Республике Коми»;
  • Закон РК «О ежегодном обращении (отчете, докладе) Главы Республики Коми Государственному Совету Республики Коми». (или «О Послании Главы РК Государственному Совету РК» (с этой целью необходимо возродить соответствующую статью Конституции РК о ежегодном обращении Главы РК Государственному Совету);

 Следует рассмотреть совместно с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Коми»  контрольный вопрос  о реализации Закона РК «О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Республики Коми».

  • С целью повышения эффективности  реализации в республике  института наказа избирателей создания пока отсутствующей системы  участия избирателей в полноценном сопровождении наказов с момента их инициирования до момента информирования об исполнении, рекомендуется принять Закон РК «О наказах избирателей» как важнейшего инструмента  прямой демократии и эффективного механизма аккумулирования нужд и интересов избирателе (соответствующие законы приняты в 24 субъектах РФ).  

Необходимо отметить, что на сайтах многих законодательных органов субъектов публикуются перечни наказов (например, «Перечень наказов избирателей, поступивших в адрес депутатов Законодательного Собрания Камчатского края, за 2025  год по всем округам)  https://zskk.ru/activity/nakazy-izbirateley/, планы  реализации наказов избирателей депутатам (например, план реализации наказов избирателям Законодательного Собрания Новосибирской области, отчеты об исполнении наказов избирателей (например, «Отчет об исполнении наказов избирателей, поступивших в адрес депутатов Законодательного Собрания Камчатского края, за 2024  год  по всем избирательным округам)  и т.д.

  • С целью обеспечения функции отчетности Госсовета перед населением можно рекомендовать подготовку ежегодного обобщающего «Доклада об основных итогах деятельности Государственного Совета Республики Коми». Осуществлять его презентацию общественности, а также, организовывать выступления депутатов с докладом (отчетом) перед избирателями.   (См. например Отчет о деятельности Законодательного собрания Ленинградской области за 2024 год https://lenoblzaks.ru/media/documents.pdf) https://lenoblzaks.ru/documents/otchet-o-deyatelnosti-zakonodatelnogo-sobraniya-leningradskoj-oblasti-za-2024-god
  • Рекомендуется (на основе  изучения  положительного опыта  функционирования сайтов законодательных собраний субъектов РФ,  занимающих первые места в ежегодном рейтинге сайтов заксобраний),  осуществить комплекс мер по повышению уровня открытости официального сайта Государственного Совета как важнейшей площадки взаимодействия, двустороннего диалога Государственного Совета с общественностью, обеспечения гражданам  удобного доступа к актуальной информации о деятельности Государственного Совета РК, повышения качества его содержания, внедрения инновационных форм информационного взаимодействия с населением. Следует разработать и утвердить Постановлением Государственного Совета Республики Коми  новое «Положение об официальном сайте Государственного Совета РК в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет

    В контексте  реализации решения  Комитета по законодательству и местному самоуправлению по контрольному  вопросу «О практике реализации Закона РК от 24 июня 2014 года «О некоторых  вопросах, связанных с общественным обсуждением проектов нормативных правовых актов Республики Коми», рекомендуется изучить причины низкой активности институтов гражданского общества и граждан по участию в процедуре общественного обсуждения законопроектов, низкого качества общественной экспертизы и внести предложения по повышению эффективности реализации данного законодательного акта, регулирующего процедуры общественного обсуждения. 

Институт присяги депутата введен во многих законодательных собраниях путем включения специальной статьи в соответствующие законы о статусе депутата и депутатской деятельности. (см. например «О статусе и депутатской деятельности депутатов Законодательного Собрания Свердловской области http://zsso.ru/upload/site1/document_file/ilvvjvXbVQ.pdf, Текст клятвы депутата законодательного Собрания Ульяновской области: «Клянусь добросовестно исполнять возложенные на меня депутатские обязанности, соблюдать Конституцию Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав и законы Ульяновской области, способствовать защите прав и свобод человека и гражданина и добиваться в пределах моих полномочий улучшения жизни населения Ульяновской области».

Можно также рекомендовать ввести на сайте Госсовета рубрику «Отчеты и доклады (см Опыт законодательного органа Санкт-Петербурга (https://www.zsno.ru/doc/reports/2022/%D0%9B%D1%8E%D0%BB%D0%B8%D0%BD.pdf?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F

     В общем контексте совершенствования работы с институтами гражданского общества и в соответствии с установкой Президента России «вовлекать в общую работу непарламентские партии, готовые к конструктивному взаимодействию в интересах развития страны и регионов», практической реализации функции обратной связи, можно рекомендовать создать при первом заместителе Председателя Государственного Совета РК «Консультативный Совет руководителей непарламентских партий». Кстати говоря, такую рекомендацию высказывали руководители непарламентских партии на заседании Госсовета еще в 2016 году.     

  С целью создания системы информирования населения о деятельности комитетов ГС рекомендуется на сайте Госсовета   выделить страницу комитетов, где как это практикуется, например, в законодательном собрании Вологодской области разместить:  Полномочия, Повестки заседаний, Хроника деятельности, Отчеты о работе  (https://vologdazso.ru/struct/pk/item.php?ID=18564), https://vologdazso.ru/struct/pk/item.php?ID=18565&meet=10#meet

    С целью совершенствования  деятельности фракций  парламента, как государственно-правовой  формы  функционирования политической партии в рамках региональных парламентов, повышения  ответственности депутатов перед избирателями, которые голосовали за соответствующее избирательное объединение, и перед политической партией, включившей данного депутата в свой избирательный список, в том числе, повышения их информационной открытости рекомендуется практиковать размещение на сайте  Государственного Совета РК) следующих информационных блоков:  

  • Положение о депутатских объединениях – фракциях в парламенте.
  • Положение о депутатской фракции партии.  
  • Официальный сайт партии в законодательном собрании, страничка фракции на сайте регионального отделения.
  • История фракции.
  • Состав членов фракции с фотографиями и расширенными биографиями,  с указанием заслуг членов фракции. 
  • Планы работы фракции (годовые, квартальные, недельные, тематические), в том числе планы деятельности фракции по реализации национальных и партийных проектов).
  • Планы работы депутатов – членов фракции;
  • Повестки и протоколы заседаний собраний фракции, решения.
  • Новости  депутатской фракции (информации,  фото и видео- альбомы).
  • Отчеты о работе фракции (за время созыва, годовые, квартальные и иные).
  • Отчеты о работе членов фракции (оценки активности и результативности депутатской деятельности).
  • Личные странички  членов фракции в Facebook.
  • Законодательные инициативы, участие фракции в законотворческом процессе, развитии регионального парламентаризма;
  • Общественные приемные фракции и общественные приемные депутатов, членов фракции,  их деятельность.
  • График (расписание)  приема граждан депутатами фракции. 
  • Участие фракции в деятельности регионального отделения Партии.
  • Список Руководителей депутатских объединений в муниципальных образованиях. 
  • Новости фракций  в представительных органах власти муниципальных образований.
  • Межфракционное сотрудничество, реализация соглашений.

    Рекомендуется изучить вопрос о создании экспертно-консультативного Совета при Государственном Совете, (например, Экспертно-консультативный совет при Законодательном собрании Ленинградской области (далее - Совет) является постоянно действующим экспертным и консультативным органом, обеспечивающим деятельность Законодательного собрания Ленинградской области по разработке и проведению экспертизы проектов федеральных законов и законов Ленинградской области, проектов постановлений и распоряжений Ленинградской области, а также иных проектов нормативных правовых актов по поручению Председателя Законодательного собрания Ленинградской области и председателя Совета» (https://lenoblzaks.ru/authorities/5, экспертно-консультативные советы Архангельского областного собрания депутатов (https://www.aosd.ru/activity/advisory/expert_council/)

По нашему мнению, требуется осуществить аудит эффективности деятельности экспертных советов при комитетах Госсовета и разработать рекомендации по совершествованию их деятельности. Возможно включение в регламент Государственного Совета положения о формировании и деятельности экспертных советов.

Публикуя в порядке дискуссии данное экспертное мнение, автор приглашает общественность, избирателей, депутатский корпус к дальнейшему обсуждению актуальных проблем повышения эффективности  функционирования Государственного Совета РК.  

Рекомендации Государственному Совету в сфере стратегии социогуманитарного и общественно-политического развития республики изложены в наших экспертных материалах размещенных на сайте Общественной палаты РК.

С ними можно познакомиться по ссылке:

  • «Предложения эксперта по развитию общественно-политической сферы региона в контексте проектирования фронтальной стратегии развития республики» https://op11.rkomi.ru/node/2358
  • Предложения эксперта по социогуманитарному развитию региона в контексте проектирования фронтальной стратегии развития республики» https://op11.rkomi.ru/node/2360

Владимир Теребихин, политолог, эксперт ОПРК, кандидат философских наук, государственный советник РК 2 класса, заслуженный работник Республики Коми, специалист в области  социальной и  политической антропологии, автор - составитель книг о Владимире Путине, Святейшем Патриархе Кирилле и Питириме Сорокине.

3