Всего обработано новостей: 199345
Обработано новостей за 72 часа: 339

Некоторые предложения к стратегии деятельности Общественной палаты как важнейшего социального института сопричастного со-управления развитием региона по реализации фронтальной стратегии опережающего развития республики

25.06.2025 18+


Некоторые предложения к стратегии деятельности Общественной палаты как важнейшего социального института сопричастного со-управления развитием региона по реализации фронтальной стратегии опережающего развития республики

   Как известно, в настоящее время  управленческая команда республики осуществляет аудит существующей системы стратегического планирования и в ходе стратегических сессий осуществляет проектирование фронтальной стратегии и комплекса  новых  инновационных политико-управленческих документов развития республики (стратегий, программ, национальных проектов и других актов) в соответствии с майским Указом Президента России о национальных целях развития страны, ее регионов в экономической, социальной, социогуманитарной и общественно-политической сферах общественной жизни республики.  

 В  программном  выступлении  на конференции Коми регионального отделения партии «Единая Россия»  Р.Э. Гольштейн  отметил, что «Президент поставил задачу создать в Коми форпост опережающего развития Русского Севера... «Наша программа — это возвращение Коми статуса региона, которым можно гордиться и в котором хочется жить. Мы восстановим репутацию республики через конкретные дела: создадим современные условия жизни, развернём экономику так, чтобы молодые специалисты связывали карьеру с Коми, а семьи строили здесь планы на будущее. Нам предстоит создать условия, при которых каждая семья будет чувствовать уверенность в завтрашнем дне и гордость за свой регион!» 

     Безусловно, что свое место, свою нишу в реализации программы должна определить Общественная палата Республики Коми как институт сопричастного соуправления  развитием республики, институт общественного контроля в достижении национальных целей, содействии реализации национальных проектов»; институт партнерской модели медиации власти и общества, институт регионального государственно-общественного диалога, партнер правительства в реализации национальных проектов и ключевых региональных программ, форма современной модели властно-общественного диалога,  канал артикуляции общественных интересов, «голос общества».

 

    Учитывая возможности формата экспертного материала для размещения на сайте ОПРК,  обозначим наши предложения по участию ОПРК в стратегиях общественно-политического  и социогуманитарного развития как  важнейших компонентов общей фронтальной стратегии. 

 

  Мы рассматриваем стратегию общественно-политического развития   как  системокомплекс стратегий, программ   обеспечивающих повышение эффективности функционирования политической системы региона, как  «демократическое, человекоориентированное, системное, научно-обоснованное эффективное развитие общественно-политической сферы общественной жизни региона, ее подсистем и институтов обеспечивающее  создание благоприятных условий для гармонизации общественно-политических отношений, расширение возможности влияния граждан на региональную политику, общественного участия в преображающем развитии республики, снижающее социально-политическую поляризацию, повышающее сплоченность, общественную солидарность, формирование солидарного гражданского общества,  устойчивость  общественно - политического согласия и прочность гражданского мира, социально-политическую безопасность, благоприятный общественно-политический фон эффективного функционирования региона, повышение уровня доверия всем институтам политической системы, легитимности, создание эффективного механизма взаимодействия ветвей власти, повышение эффективности и качества функционирования всех институтов политической системы с целью формирования позитивных демократических политических условий для практической реализации национальных целей развития страны и региона».

 

  В целом, структурный дизайн стратегии должен включает ее цели, задачи, принципы, направления, систему управления, критериально-индикативный комплекс эффективности, желаемый образ республики в сфере общественно-политического развития (желаемый общественно-политический образ региона) как интегральный индикатор достижения целей стратегии общественно-политического развития и  комплекс стратегий (или программ) развития (повышения эффективности функционирования) основных институтов политической системы:

  • Стратегия повышения эффективности функционирования института высшего должностного лица - Главы РК;
  • Стратегия повышения эффективности деятельности института Правительства РК – высшего органа исполнительной власти;
  • Стратегия повышения эффективности деятельности Государственного Совета РК (повышение эффективности реализации триады законодательной, контрольной и представительной функций с критериально-индикативной системы эффективности  реализации данных функций, и Госсовета РК в целом);
  • Стратегия развития института местного самоуправления.
  • Стратегии повышения эффективности функционирования системы  общественно-государственных институтов: Общественной палаты РК и Коми регионального отделения ОНФ; общественных советов органов государственной власти и других данных институтов).
  • Стратегия повышения эффективности деятельности институтов гражданского общества («Стратегия  солидарного «соработничества» гражданского общества и государственной власти по преображающему развитию республики», реализации фронтальной стратегии развития республики.   
  • Стратегии повышения эффективности  реализации основных  региональных государственных политик в сфере общественно-политического развития (региональных государственных субполитик) обеспечивающих  создание условий для качественного общественно-политического развития, в том числе: государственной политики формирования солидарного общества, гармонизации общественных отношений, государственной политики  формирования общества всех возрастов, солидарности и преемственности всех поколений, стратегии политики общественного участия в преображающем развитии региона, стратегии политики  реализации прав и свобод граждан, стратегии информационной политики и политики формирования желаемого образа республики, политики изучения и формирования общественного мнения, политики формирования территориальной гражданской идентичности, стратегии региональной исторической политики (политики памяти, политики исторического просвещения), стратегии  региональной национальной политики, стратегии региональной электоральной политики и ряда других. (развернутая характеристика предложений эксперта по проектированию стратегии общественно-политического развития региона содержится в экспертном материале «Предложения эксперта по развитию общественно-политической сферы региона в контексте проектирования фронтальной стратегии развития республики»  https://op11.rkomi.ru/node/2358

 

Для проектирования стратегии общественно-политического развития республики важна политико-управленческая установка врио главы Республики Коми Ростислава Гольдштейна: «Мы будем поддерживать гражданские инициативы — там, где люди хотят менять жизнь к лучшему, мы обязаны помочь, потому что мы — правительство Коми, депутаты всех уровней, жители Республики — одна команда и у нас общая цель — повысить качество жизни в регионе!»

 

       Общественная палата как один из значимых институтов политической  системы  республики, солидарного «соработничества» гражданского общества и государственной власти должна,  по  нашему мнению,   осуществить проектирование и принятие комплекса программных документов своей деятельности, участия в реализации стратегии общественно-политического развития региона.

 

В сфере общественно-политического развития региона Общественной палате рекомендуется во взаимодействии с органами государственной власти, институтами гражданского общества   осуществить проектирование и принять «Концепцию консолидированной стратегии общественного участия в решении стратегических задач и достижении национальных целей развития страны в Республике Коми».

   Консолидированная стратегия – это единая программа деятельности ОПРК по консолидации, координации деятельности общественно-государственных объединений, в том числе, общественных советов органов государственно власти, муниципальных общественных палат, институтов гражданского общества по реализации стратегии общественно-политического развития РК.

   «Концепция стратегии общественного участия в решении стратегических задач и достижении национальных целей развития страны в Республике Коми» – это научно-практический, политико-управленческий, программный документ, важнейшими взаимосвязанными компонентами которого, являются:

  • обоснование актуальности ее принятия,
  • основные понятия стратегии, (например, «стратегия общественного участия», «консолидированная стратегия», «консолидация гражданского общества»),
  • научные и политико-правовые основания концепции,
  • цели, направления, задачи, функции, институты, механизмы, формы, методы консолидации гражданского общества, система коммуникации с органами государственной власти и МСУ.
  • критерии и индикаторы эффективности реализации,
  • комплекс нормативно-правовых актов, концепций, стратегий, программ, которые необходимо принять органам государственной власти совместно с ОПРК и институтами гражданского общества для расширения условий повышения эффективности реализации стратегии общественного участия в решении стратегических задач и достижении национальных целей развития страны в Республике Коми.

 

               

                               Перечислим некоторые из них:

  • Концепция государственной поддержки и развития гражданского общества, повышения активности и эффективности общественного участия (общественного управления и со-управления) в преображении Республики Коми»;
  • «Стратегия развития гражданского общества в Республике Коми на период до 2030 года
  • «Концепция формирования солидарного гражданского общества в Республике Коми»;
  • «Концепция защиты прав и свобод граждан в Республике Коми»;
  • «Концепция гражданского форума Республики Коми как формы развития гражданского общества»
  • Концепция развития института общественного наблюдения за выборами как одной из форм региональной государственной электоральной политики. (ее проект возможно рассмотреть на Форуме общественных наблюдателей РК);
  • «Стратегия формирования солидарного общества, социальной сплоченности, гармонизации общественных отношений в Республике Коми».
  • Стратегия развития муниципальных общественных палат.
  • Стратегия  развития территориального общественного самоуправления. (см.Стратегия развития территориального общественного самоуправления в Российской Федерации до 2030 года https://berra.ru/upload/iblock/af2/af273cba1f081e537d37d8cfbd2b26aa.pdf)
  • Стратегия развития инициативного бюджетирования в Республике Коми (см. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ инициативного бюджетирования в Российской Федерации на 2023–2030 годы, https://www.nifi.ru/images/FILES/IB/2023/strategyIB_2030.pdf)
  • «Государственная программа поддержки гражданских инициатив общественных объединений и граждан в Республике Коми».
  • Программа  развития сети ресурсных центров в муниципальных образованиях. 
  • Программа деятельности Общественной палаты по повышению эффективности институтов гражданского общества в реализации национальной политики (или гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений) в Республике Коми на период до 2030 года.
  • Программа повышения эффективности  деятельности общественных советов  при органах государственной власти республики. (см. Решение совета Общественной палаты Оренбургской области от 09.04.2025 № 7/1 "Об эффективности деятельности общественных советов при исполнительных органах Оренбургской области за 2024 год" https://orenpalata.orb.ru/documents/active/285730/, проведение конкурсов по отбору кандидатов в общественные советы (https://orenpalata.orb.ru/activity/1786/)
  • Закон РК «Об общественных советах при органах государственной власти Республики Коми; (см. закон Об общественных советах при органах государственной власти Калининградской области https://op.gov39.ru/upload/iblock/fpdf), Об общественных советах при исполнительных органах Московской области и внесении изменений в некоторые законы Московской области от 10 июня 2024 - docs.cntd.ru. Закон стал первой законодательной инициативой Общественной палаты, после наделения ее таким правом в 2023 году).
  • Закон «О государственной поддержке социально-ориентированных некоммерческих организациях в Республике Коми»;
  • Закон   О развитии инициативного бюджетирования в Республике Коми» (см.  Закон Калужской области от 30.12.2020 г. № 55-ОЗ «О мерах поддержки реализации на территории Калужской области инициативных проектов граждан»; Закон Белгородской области от 26.12.2020 г. № 20 «Об инициативных проектах»; Закон Владимирской области от 09.02.2021 № 12-ОЗ «Об отдельных вопросах в сфере регулирования отношений по реализации инициативных проектов, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета, во Владимирской области», Закон Калининградской области от 30.06.2021 № 580 «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с реализацией инициативных проектов на территории Калининградской области» Закон Кемеровской области от 14.11.2018 г. № 90-оз «О реализации проектов инициативного бюджетирования в Кемеровской области»;
    Закон Московской области от 19.10.2018 № 170/2018-ОЗ «О развитии инициативного бюджетирования в Московской области»;
    Закон Нижегородской области от 30.12.2020 г. № 173-З «Об инициативном бюджетировании в Нижегородской области» и др.);
  • Закон РК «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления»; (см. ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 8 ноября 2017 года N 187/2017-ОЗ О поддержке территориального общественного самоуправления в Московской области» https://docs.cntd.ru/document/555631848, «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Архангельской области», https://tos29.ru/upload/iblock/1ca/1ca826c97ff0c26b957a369c25c32bc2.pdf, «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Республике Бурятия» https://docs.cntd.ru/document/550102882 (с изменениями на 26 ноября 2024 года), Закон Республики Адыгея от 1 ноября 2018 г. N 189 "О государственной поддержке территориального общественного самоуправления" https://www.garant.ru/hotlaw/adygeia/1228396/ и т.д.
  • Закон РК «Об общественной палате муниципального образования в Республике Коми»;  (см. закон Московской области Об общих принципах организации и деятельности общественных палат муниципальных образований Московской области//https://opmosreg.ru/upload/iblock/31a/b68tx3dbyp3zjoedr6d12wd9ly9cbzh3.pdf (март 2024)
  • Закон Республики Коми «О законодательной инициативе граждан в Республике Коми» (см. О законодательной инициативе граждан в Законодательном  Собрании Нижегородской области, Закон Тамбовской области от N 224-З "О законодательной инициативе граждан в Тамбовской областной Думе, закон О порядке реализации группой граждан Российской Федерации, проживающих на территории Тульской области, законодательной. инициативы») и целый комплекс других ряд других нормативно-правовых актов, , стратегий, программ.

 

 В программу деятельности ОПРК по участию в реализации стратегии общественно-политического развития РК рекомендуется также включить: 

  • Создать систему тематических диалоговых площадок по обсуждению актуальных проблем развития республики 

 

  • Разместить на сайте ОПРК развернутую информацию о деятельности муниципальных общественных палат. (см
    Обновлённый список членов Общественной палаты муниципального образования «город Ульяновск» четвёртого созыва, Итоги опроса Общественной палаты города Ульяновска горожан, отчёт о деятельности Общественной палаты муниципального образования «город Ульяновск» за 2023 год. Положение об Общественной палате муниципального образования «город Ульяновск», Регламент Общественной палаты муниципального образования «город Ульяновск», Кодекс этики членов Общественной палаты муниципального образования «город Ульяновск»,  (https://op73.tilda.ws/documenti_obshestvennoi_palaty)

 

Унифицированная форма отчета для определения рейтинговой оценки Общественной палатой Амурской области эффективности деятельности общественных палат (советов) муниципальных образований области

Методика определения рейтинговой оценки Общественной палатой Амурской области эффективности деятельности общественных советов в субъекте РФ

Положение о порядке проведения конкурса для отбора кандидатов в состав общественных советов при органах государственной власти Амурской области

 

Портал некоммерческих организаций
Ярославской области (
https://nko76.ru/).

 

  • Разработать план мероприятий  по развитию некоммерческого сектора  республики (см. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ («ДОРОЖНАЯ КАРТА») по обеспечению устойчивого развития некоммерческого сектора Ленинградской областиhttps://cdn.palatalo.ru/Files/file/plan_meropriyatii.pdf) РЕКОМЕНДАЦИИ по итогам стратегической сессии комиссии по развитию институтов гражданского общества и некоммерческого сектора, поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций Общественной палаты Ленинградской области на тему: «Ленинградская область во Всероссийском рейтинге «Регион – НКО»

 

  • Организовать конкурс публичных годовых отчетов НКО республики (опыт Ростовской области);
  • Организовать проведение серии вебинаров «Трибуна Общественных палат/советов» с председателями Общественных палат/советов республики (опыт Ростовской области);
  • Внедрить проведение ежегодных стратегических сессий по развитию некоммерческого сектора в республике на основе показателей рейтинга «Регион-НКО»;
  • Изучить опыт ОП Волгоградской области о практике аккредитации общественных объединений при Общественной палаты. (см.● Положение об аккредитации общественных организаций при Общественной палате Волгоградской области,

 Список НКО Волгоградской области, аккредитованных при Общественной палате Волгоградской области)

Возродить практику  организации «Дней ОПРК»  в муниципальных образованиях (см. В 2024 году Общественная палата Башкирии объехала всю республику для общения с жителями//https://www.oprf.ru/news/v-2024-godu-obshchestvennaya-palata-bashkirii-obekhala-vsyu-respubliku-dlya-obshcheniya-s-zhitelyami, Положение о Дне Общественной палаты Амурской области в муниципальном образовании Амурской области), «День региональной Общественной палаты в муниципальном образовании Челябинской области» https://op74.ru/proekty/den-regionalnoy-obschestvennoy-palaty/

 

  • Изучить вопрос о предоставление права законодательной инициативы Общественной палате РК (на основе опыта ряда субъектов РФ, где региональные общественные палаты имеют право законодательной инициативы)

Наш анализ конституций и уставов субъектов Российской Федерации показывает, что правом законодательной инициативы наделены общественные палаты более 20 российских регионов, в том числе: Республики Башкортостан, Тыва, Дагестан, Алтайского и Камчатского краев, Московской, Брянской, Кировской, Тюменской,  Ульяновской, Тульской, Томской  областей, Еврейской автономной области.

 Как полагают эксперты, получение права законодательной инициативы повысит политико-правовой статус региональной Общественной палаты, как социального института формирования общественной позиции по наиболее важным вопросам жизнеустройства  региона  и доведения  ее до органов государственной власти  принимающих решения» (Л.Михеева) ключевого субъекта  взаимодействия общества и власти, эффективного канала обратной связи (В.В.Путин), «одного из центров влияния на важнейшие политические и социальные решения»  (Председатель Мособлдумы Игорь Брынцалов), будет способствовать повышению эффективности ее деятельности и ответственности.  

                                                   

 

  • Инициировать возрождение при Правительстве РК общественной структуры - института Молодежного Правительства.
  • Инициировать формирование института молодежных парламентов в советах муниципальных образований. (эти предложения были включены мной в экспертный материал «Предложения эксперта о повышении эффективности молодежной политики в Республике Коми» https://op11.rkomi.ru/node/2364, подготовленный к «Часу с министром»
  • Организовать проведение опросов населения по актуальным проблемам развития республики (см. Общественная палата Забайкальского края https://www.opzab.ru/votes)
  • Организовать голосование об  уровне информационной открытости ОПРК (см. ГОЛОСОВАНИЕ

Знаете ли вы о деятельности Общественной палаты Воронежской области ?

Да

Нет

Частично

Затрудняюсь ответить

https://opvo36.ru/publications_list/expert_zakon

 

  • Создать медиашколу НКО «Лидеры социальных изменений» (см. Общественная палата Забайкальского края https://schoolnko.ru/lydery24-25/, или медиаклуб при ОПРК(см.https://opkaluga.ru/proekty/mediaklub_informativnyi_chetverg/obshestvennaya_palata_zapustila_proekt_mediaklub_informativnyi_chetverg_727.html
  •  Изучить вопрос об издании информационного бюллетеня палаты (см. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ВЕСТНИКhttps://op.tmbreg.ru/izdatelskaya-deyatelnost.html, «Вестник Тверской Общественной палаты https://optver.ru/bulletin)
  • Организовать систему обратной связи с населением (см. https://opuo.ru/obratnaya-svyaz/), Подать обращение. Вы можете направить Ваше обращение в приемную Общественной палаты Свердловской области. Пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи: https://opso66.ru/grazhdanam/podelitsya-ideej-s-op.html
  • Создать раздел сайта, где житель региона может вносить свои предложения по конкретным вопросам, высказывать свое мнение.

 

  • Организовать работу «Интернет -приемной ОПРК» (см. Интернет -приемная ОП Республики Хакасия https://oprh.ru/priem/index.php)
  •   Изучить вопрос об организации личных проектов членов ОПРК  (см. https://optver.ru/2025-01-28-14-43-38

 

 

  • Возродить практику перспективного планирования  деятельности ОПРК (см. например ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН основных мероприятий Общественной палаты Челябинской области на 2025 годhttps://op74.ru/netcat_files/51/85/              План мероприятий Общественной палаты Хабаровского края на 2025 год PLAN_RABOTY_OPChO_2025.pdf, ПЛАН РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2025 ГОД (https://op71.ru/activities/plan-raboty-op/)

План работы Общественной работы Новосибирской области на 2025 год, https://op.nso.ru/page/18471

 

 

  Важнейшей составной частью фронтальной стратегии опережающего,  преображающего   развития республики, как нам представляется, может быть  определена  «Стратегии социогуманитарного развития республики»

 

Об  актуальности проектирования и реализации данной стратегии  сообщил ВРИО Главы РК Р.Э. Гольдштейн в интервью газете Ведомости. Северо-Запад.: «Мы готовы платить за сохранение жизни» Врио главы Республики Коми – о том, как выйти из демографического кризиса»  

Как считает Глава региона «Моя основная надежда и вера в поддержку института семьи, культурных, духовных традиций, в которых нет страшного слова «аборт», но есть культ семьи и любви к детям. Приобретет ли эта работа статус программы? Думаю, да. https://spb.vedomosti.ru/society/characters/2025/06/20/1118578

    Понятие «социогуманитарное развитие»  рассматривается нами в широком контексте и смысле, как целостный комплекс взаимосвязанных  мер обеспечивающих органическое единство сбережения и приумножения населения, повышения его качественных характеристик, как процесс создания условий для развития человека, формирования качеств гармоничного человека, гармоничного воспитания ответственной личности, «гармоничного развитии личности» (Президент России В.В.Путин, Святейший Патриарх Кирилл), «сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи, реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности».

Стратегия социогуманитарного развития» понимается нами  как осуществляемый органами государственной власти и местного управления при конструктивном, солидарном участии гуманитарного научного сообщества,  общественно-государственных институтов (ОПРК, общественных советов органов государственной власти) и институтов гражданского общества, в том числе, традиционных религиозных конфессий,  синхронный и интерактивный, общественно согласованный  процесс научно-обоснованных инновационных, креативных качественных институциональных, структурно-функциональных преобразований (изменений)  всех отраслей, институтов  гуманитарно-духовной подсистемы политической системы, преобразований в системе управления социогуманитарным развитием республики, процесс формирования человеко-центрированной, семьецентричной модели государственного управления и местного самоуправления, процесс модернизации (повышение эффективности)  всех социальных и гуманитарных (человеко-ориентированных) государственных политик (более 30), реализации социогуманитарных национальных проектов и программ, внедрение технологий ценностно-ориентированного, креативного управления, инкорпорирование высоких инновационных, конвергентных гуманитарных технологий (креативных социогуманитарных, социокультурных инноваций, в том числе,  института социальных архитекторов) в практику государственного управления и местного самоуправления, повышения эффективности механизмов публичного управления, в том числе, гармонизации межведомственного, межуровневого взаимодействия многосубъектных участников стратегического планирования и государственного управления  в социогуманитарной сфере.  

В целом наши развернутые экспертные предложения по проектированию стратегии социогуманитарного развития в структуре фронтальной стратегии республики изложены   в экспертных материалах, размещенных на сайте ОПРК  «Предложения эксперта ОПРК к «Часу с министром» (https://op11.rkomi.ru/node/2367) и «Предложения эксперта по социогуманитарному развитию региона в контексте проектирования фронтальной стратегии развития республики» (https://op11.rkomi.ru/node/2360).

 

     Безусловно, значимая роль в реализации стратегии социогуманитарного развития региона, отводится Общественной палате республике.   

 

Мы полагаем целесообразным предложить Общественной палате республике разработать и утвердить «Консолидированную стратегию участия ОПРК и институтов гражданского общества в социогуманитарном преображающем развитии Республики Коми» включающую следующий комплекс стратегий:

     Например, консолидированная стратегия участия Общественной палаты и гражданского общества республики в реализации политики народосбережения, включая участие в реализации новых национальных проектов «Семья», «Продолжительная и активная жизнь», уже действующих нацпроектов, стратегий, социогуманитарных государственных программ в этой сфере в Республике Коми.

Приведем пример понимания нами понятия «консолидация гражданского общества» на примере актуальнейшей проблемы консолидации гражданского общества по формированию и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

 «Консолидация гражданского общества в Республике Коми по укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» - это «системокомплекс» политических, управленческих, организационных, образовательных и иных мер осуществляемых Общественной палатой РК, как важнейшим социальным институтом общественного со-управления развитием региона по обеспечению объединения, сплочения, интеграции институтов гражданского общества, Русской Православной Церкви и других традиционных религиозных конфессий, общественно-государственных и общественно-муниципальных объединений (общественных Советов) в солидарную с органами государственной власти деятельность по реализации Указа Президента России от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», содействия духовной мобилизации регионального гражданского общества, формированию солидарного общества, основ нравственного, гармоничного интегративного, суверенного российского государства в регионе.

 Основными формами и видами консолидации являются: координация деятельности институтов гражданского общества (создание Общественного Совета по укреплению традиционных ценностей при ОПРК), проведение Гражданского форума и муниципальных форумов по данной актуальнейшей проблематике, заключение соглашений с различными институтами гражданского общества, традиционными религиозными конфессиями, научным и экспертным сообществом, принятие программы деятельности ОПРК по реализации Указа Президента РФ, заключение договора с Коми региональным отделением Российского общества «Знание» по созданию системы популяризации традиционных ценностях среди населения региона, и прежде всего, в молодежной среде, участия в мировоззренческом строительстве и мировоззренческом просветительстве, организация конкурса лучших практик деятельности институтов гражданского общества, общественных советов органов государственной власти и муниципальных образований по реализации Указа Президента РФ, укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей включение раздела о деятельности ОПРК и институтов гражданского общества по укреплению духовных ценностей в структуру ежегодного доклада Общественной палаты о развитии гражданского общества в регионе и комплекс других форм консолидационных форм.

 

 Консолидированная стратегия – это единая программа деятельности Общественной палаты РК, ее соответствующих комиссий, рабочих групп, экспертного сообщества,  общественных советов при органах государственной власти, муниципальных общественных палат и советов, НКО с участием СМИ. Координацию этой деятельности осуществляет Общественная палата РК обладающая соответствующими нормативными полномочиями и опытом координации. 

Общая структура единой программы должна содержать план деятельности соответствующих комиссий палаты, планы общественных советов органов государственный власти в сфере  социогуманитарного развития, общественных палат и советов муниципальных образований, ТОСов, НКО работающих в гуманитарной сфере  и СМИ.        

 

ОПРК рекомендуется также принять участие в проектировании и реализации следующего комплекса актуальных, объективно необходимых для успешного выполнения задач Послания Президента РФ, национальных социально-ориентированных национальных проектов концепций, стратегий, государственных программ, проведения научно-практических конференций (в качестве дополнительных к уже принятым и разрабатываемым), в том числе:

                        Концепций:

  • «Концепции семейной политики в Республике Коми на период до 2030 года». (ныне действующая  концепция была принята распоряжением Правительства РК от 3 июня 2015 года и с небольшими и несущественными изменениями была прологирована до 2025 года распоряжением Правительства  от 13.09.2019 N 351-р)
  • Концепции "Город, дружественный семье и детям" (опыт Правительства Башкортостана)
  • Концепции корпоративной демографической политики организаций в контексте социальной ответственности бизнеса в Республике Коми.
  • Концепции государственной алкогольной политики в Республике Коми» (или концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма, наркотизации среди населения).
  • Концепции новых, отсутствующих в реестре государственных, гуманитарных антропополитик: государственной гуманитарной макропополитики  В.Теребихин), политики защиты нерожденных детей (В.Теребихин), политики сбережения мужчин и формирования ответственного и вовлеченного отцовства (В.Теребихин), корпоративной демографической политики, корпоративной молодежной политики, корпоративной семейной политики, корпоративной политики здоровьесбережения и др.
  • Концепции формирования и развития института социальной архитектуры в Республике Коми.
  • Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Республике Коми на период до 2030 года
  • Концепции развития  социального предпринимательства в Республике Коми.
  • Концепции развития семейной медиации в Республике Коми.
  • Концепции государственной политики   сохранения жизни нерожденных детей».
  • Концепции и программы действий по сбережению мужчин. Актуализировать работу по подготовке  кадров андрологов и создание андрологической службы министерства.  (желательно, чтобы в крупных медучреждениях  были размещены кабинеты  андролога).

Стратегий:

В контексте формирования данной актуальной политики можно рассмотреть создание общественно-государственного Совета отцов при Главе РК или при Председателе Правительства РК .

       Программ:

  • Государственной программы (дорожной карты) по реализации Указа Президента РФ от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
  • Программы развития системы психологической помощи населению в Республике Коми
  • Программы просвещения и формирования ценностей семейной жизни среди детей, подростков, молодежи и родительской общественности в Республике Коми до 2030 года.
  • Программы внедрения корпоративного демографического стандарта: лучшие практики ответственного бизнеса (по материалам ЭКГ-рейтинга). Методическое пособие для бизнеса – 2025. file:///D:/Корпоративный%20демографический%20стандарт.pdf
  • Межведомственной, комплексной программы стратегии снижения смертности населения от внешних причин. 
  • Программы формирования виктимологического (военно-виктомологического) направления профилактики, психологической, психолого- психиатрической,  духовно-психологической адаптации, эмоционального восстановления участников специальной военной  операции перехода к мирной жизни
  • Внести изменения и дополнения в государственную программу РК «Об утверждении региональной программы "Повышение рождаемости в Республике Коми на период 2023 - 2030 годов"  В республике, например,  актуализируется задача повышения эффективности противоабортного консультирования (с 14- 15 процентов до требуемого федерального критерия, установленного минздравом России - 30 процентов женщин, которые идут на аборт по желанию). В данном контексте рекомендуется изучить и внедрить положительный опыт  регионов, у которых  показатель эффективности противоабортного консультирования  выше 30 % ( например Татарстана, где  этот показатель более 60 процентов ( В Татарстане около тысячи младенцев родятся к концу года благодаря отказу их матерей от аборта - Всемирный Русский Народный Собор (vrns.ru)
  • Инициировать работу по проектированию и принятию межведомственной, комплексной программы снижения смертности населения от внешних причин. В данном контексте (учитывая чрезвычайно высокий уровень самоубийств – место Коми среди 15 субъектов  по уровню самоубийств) рекомендуется принять Межведомственную  программу профилактики суицидального поведения населения РК на период до 2030 года и
  • Межведомственную программу профилактики суицидального поведения молодежи на период до 2030 года в РК, включающую  работу по подготовке кадров суицидологов и создание суицидологической      службы в РК,
  • Государственной программы (дорожной карты) по реализации Указа Президента РФ от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

С целью практической реализации  «Консолидированной стратегии участия ОПРК и институтов гражданского общества в социогуманитарном преображающем развитии Республики Коми» Общественная палата должна использовать системокомплекс существующих форм и методов ее  деятельности: проведения пленарных  заседаний, заседаний Совета палаты, комиссий, рабочих групп, использования всех форм института общественного контроля  (организации системы общественных мониторингов, общественных экспертиз, общественных проверок, общественных обсуждений, общественных слушаний, общественных инициатив и др.), заключения соглашений,  проведения форумов, стратегических сессий, «часа с министром», подготовка докладов и информаций для органов государственной власти по общественной оценке реализации социогуманитарных национальных проектов, социогуманитарного развития республики  и др.

Варианты примеров возможных  форм деятельности:

Пленарные заседания:

  • О подготовке (или ходе реализации) «Консолидированной стратегии участия ОПРК и институтов гражданского общества в социогуманитарном преображающем развитии Республики Коми»
  • «Об общественном контроле за реализацией национальных проектов в Республике Коми»
  • О роли институтов гражданского общества в реализации национальных проектов «Продолжительная и активная жизнь», «Новые технологии сбережения здоровья» для достижения национальных целей государственного развития и улучшения качества жизни»
  • Об участии институтов гражданского общества по реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. №809 "Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".
  • Об участии институтов гражданского общества в проектировании и реализации «Программы формирования виктимологического (военно-виктомологического) направления профилактики, психологической, психолого- психиатрической,  духовно-психологической адаптации, эмоционального восстановления участников специальной военной  операции  в период перехода к мирной жизни в Республике Коми»

Другие формы:

  • Организация общественного контроля за реализацией национальных проектов.
  • Организация общественного мониторинга реализации национальных проектов в Республике Коми
  • Разработка «дорожной карты» общественного контроля за реализацией социогуманитарных нацпроектов.
  • Организация выездов ОПРК  на объекты социогуманитарной сферы   
  • Организация мониторинга реализации национальных проектов в сфере демографии, семьи, образования, культуры, здравоохранения и других сфер социогуманитарного развития.
  • Организация мониторинга соблюдения при реализации национальных проектов принципа «семейноцентричности», предусматривающего учет интересов семей с детьми при разработке любых решений.
  • Общественный контроль за реализацией мер поддержки участников СВО и членов их семей
  • Создание координационного совета СО НКО в сфере социальной политики. 
  • Создание межведомственной рабочей группы с привлечением общественных объединений по координации комплексной работы в сфере демографии, в т.ч. по направлениям здоровьесбережения, социальной поддержки, проведения образовательной, молодежной и внутренней политики региона, принятия мер в сфере культуры и информационной безопасности.
  • Создание межведомственной комиссии по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей при Общественной палате РК (см. Положение о Межведомственной Комиссии по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей при Общественной палате Амурской области. https://www.opamur.ru/wp-content/uploads.doc.pdf)
  • Координация деятельности системы институтов гражданского общества по мониторингу реализации национальных проектов
  • Координация деятельности общественных советов социальных министерств по проблемам реализации национальных проектов
  • Координация деятельности муниципальных общественных палат по проблемам реализации  дорожных карт национальных проектов.
  • Координация деятельности общественных наблюдателей (инспекторов) за реализацией национальных проектов в республике»;
  • Проведение Гражданского форума по проблемам общественного участия в реализации национальных проектов и комплекс других форм.
  • Мониторинг  создания экспозиций, посвящённых истории специальной военной операции, музеев СВО.

 

      Учитывая сложность и актуальность задач деятельности палаты по участию в реализации фронтальной стратегии, как мы полагаем, актуализируется задача повышения эффективности ее многосложной и многомерной деятельности. 

           

  Как мы полагаем, в общем контексте мер повышения эффективности ОПРК может быть практическая реализация организации проектирования, принятия и реализации «Концепции стратегии развития Общественной палаты Республики Коми»  как важнейшего института общественного со-управления развитием региона, формирования солидарного гражданского общества, общественной консолидации, гармонизации общественных отношений, формирования гражданской и духовной мобилизации, объединения граждан в гуманитарной и моральной поддержке участников СВО их семей.

По нашему мнению актуальность проектирования и практической реализации концепции обусловлена  объективной потребностью повышения роли ОПРК в решении задач преображающего развития региона, формированию нового качества развития институтов гражданского общества, общественной консолидации,  обеспечения перехода ОПРК из группы общественных палат, демонстрирующих средний уровень, в группу палат с высокий уровнем эффективности и в ТОП - 10 лучших региональных палат в ежегодном рейтинге региональных общественных палат .

Концепция является новым нормативно-концептуальным документом в практике функционирования региональных общественных палат Российской Федерации. Общественные палаты субъектов РФ и Общественная палата РФ пока не имеют подобных концептуальных документов.

Представляемые для экспертного обсуждения предложения к структуре проекта концепций не являются окончательным, завершенным, идеально-нормативным документом. Они имеют статус первоначального, незавершенного проекта. Это – первая попытка сформулировать некоторые компоненты – конституенты концепции Общественной палаты Республики Коми на основе изучения опыта ее деятельности, а также, итогов анализа функционирования региональных общественных палат, изучения опыта законодательного регулирования и правоприменительной практики, материалов статей и публикаций по вопросам деятельности общественных палат в субъектах Российской Федерации, основных установок, изложенных в докладах Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации» и других важнейших документах и докладах федеральной палаты.

Концепция ОПРК – это интегральная конструкция, «системокомплекс» взаимосвязанных, сущностных компонентов, доминантных начал ее деятельности формулирующих системные представления об общественной палате региона как институте общественного управления и со-управления развитием региона и направлениях совершенствования ее деятельности, повышения ее роли в решении задач преображения региона.

Это научно-обоснованный, программно-порождающий документ Общественной палаты РК, отражающий ее публичную философию и имеющий многофункциональное предназначение. Он является базовым, основополагающим, внутренним документом перспективного и текущего планирования палаты; источником, основанием для внесения новаций в основные нормативные акты, регулирующие деятельность Общественной палаты, разработки новой редакции Закона «О вопросах организации и деятельности Общественной палаты Республики Коми», основой для проектирования рекомендаций гражданского форума РК. В некотором роде концепция – есть формулирование желаемого интегрального образа палаты как важнейшего социального института и механизма достижения этого образа.

Основными структурными компонентами – конституентами» институционального дизайна концепции, являются:

  • обоснование актуальности проектирования, принятия и реализации данного документа;
  • теоретические, политико-правовые основания, политические установки Президента России и ВРИО Главы РК по проблемам функционировании института общественной палаты,
  • формулировка миссии и девиза палаты,
  • система стратегических целей, формирующих и определяющих интегративный образ палаты и удовлетворяющий интересы основных «целеносителей» (населения, институтов гражданского общества, общественных Советов органов исполнительной власти, муниципальных общественных палат и других категорий),
  • трактовка политико-правового статуса палаты и ее места в институциональной подсистеме политической системе региона,
  • система статусных компонентов-характеристик палаты, формирующих ее интегральный желаемый образ;
  •  система функций ОПРК; 
  • Комплекс форм коммуникаций с основными институтами политической системы региона: с органами государственной власти, (в том числе, с институтом Главы и Правительства РК, Государственным Советом РК) как органами власти участвующими в формировании двух третей членов палаты, общественно-государственными институтами (общественными советами при органах государственной власти, Коми региональным отделением ОНФ, муниципальными образованиями, их общественными советами (муниципальными общественными палатами), гражданским обществом, бизнесом, СМИ и другими институтами;
  • комплекс концептуальных и политико-правовых документов и мер, которые необходимо принять органам государственной власти с участием Палаты и экспертного сообщества, обеспечить их реализацию для повышения роли и значении палаты в решении задач развития региона;
  • комплекс мер, которые должна осуществить Общественная палата по повышению эффективности своей деятельности, в том числе,  функционирования всех ее институтов (Совета палаты, комиссий, деятельности членов палаты, экспертного сообщества, всех форм и методов работы  (некоторые предложения изложены нами в данном экспертном материале);
  • критериально – индикативная система эффективности функционирования палаты (основные критерии и индикаторы эффективности деятельности) и целый ряд других компонентов.

 

               С целью качественной подготовки проекта концепции,  можно рекомендовать:

  • проведение системного политико-управленческого аудита эффективности функционирования палаты, ее основных институтов, форм и методов;
  • изучение эффективности обеспечения основных функций палаты:  паредставительской, организационной, коммуникативной, правозащитной, общественного контроля, правотворческой информационно-просветительской, медиативной, «центра независимой, профессиональной экспертизы» (В.В.Путин), экспертной и дискуссионной площадки при осуществлении коммуникаций между институтами гражданского общества и государственными органами, площадки взаимодействия между некоммерческим сектором, гражданскими активистами, бизнесом и властью; «балансировки интересов в обществе». (В.В.Путин); системной, неполитической, «кооперативной» конструктивной оппозиции по отношению к власти, центра публичной политики, медиации власти и общества, переговорной площадки для осуществления гражданского диалога, связующего звена между гражданами и властью, функций общественного наблюдения за избирательным процессом и в целом, за реализацией государственной электоральной политики, консолидации и координации деятельности всех участников  гражданского общества региона, проведения локальной политики малых дел, создания условий для распознавания, продвижения и решения новых, еще не распознанных общественным мнением социальных и гуманитарных, экологических и иных  проблем, вызовов и угроз в регионе.
  • организация социологического изучение общественного мнения о деятельности ОПРК;
  • изучение итогов ежегодного регионального рейтинга общественных палат https://raex-rr.com/NKO/regional_public_chambers/public_chambers_russia/2024/)
  •  и регионального рейтинга третьего сектора «Регион-НКО» (2024 год) https://ruk-nko.ru/region-nko-2024, https://www.oprf.ru/detail_project/9 (РК - 59 место, 2023 – 47)
  • изучение опыта деятельности региональных общественных палат входящих в ТОП-10 лучших региональных палат в региональном рейтинге общественных палат и палат, с высокой эффективностью деятельности.
  • изучения мнения экспертов, членов общественных советов при органах государственной власти, муниципальных общественных палат, руководителей институтов гражданского общества о деятельности палаты и рекомендациях по повышению эффективности ее функционирования.
  • Обсуждение проекта концепции на заседании Совета палаты, Гражданском форуме республики.
  • Принятие концепции на Пленарном заседании палаты. 

 

   Ряд наших экспертных материалов по различным разделам проекта концепции был размещен на сайте палаты в рубрике «Мнения экспертов»

  • К вопросу о проектировании концепции повышения эффективности функционирования Общественной палаты Республики Коми, как важнейшего института общественного со-управления развитием региона» https://op11.rkomi.ru/node/2146

 

Некоторые предложения о повышении эффективности палаты, которые можно включить в проект концепции,  изложены в разделах данного информационного материала.

2