Всего обработано новостей: 210663
Обработано новостей за 72 часа: 373

Место, где расцветают таланты

23.10.2025


Усть-Цилемская детская музыкальная школа – настоящий очаг культуры в нашем районе, место, где рождаются таланты и из поколения в поколение передаётся любовь к музыке. О деятельности школы, достижениях учеников и выпускников и многом другом мы побеседовали с её директором Н. И. Поповой, которая стоит у руля этого образовательного учреждения с 1 июня 2023 года.

Нина Ивановна, расскажите, пожалуйста, о коллективе. Сколько человек трудятся под вашим руководством?
- Сегодня детская музыкальная школа – это единый механизм, работающий как часы, где каждый сотрудник на своём месте выполняет поставленные задачи. В штате трудятся 16 человек, девять из них – преподавательский состав, в основном с большим опытом работы в своей сфере, есть и молодые кадры. Анатолий Андреевич Федотов более 30 лет был директором музыкальной школы, преподаёт баян, аккордеон и гармонь, Ирина Игоревна Дуркина, стаж 43 года – фортепиано и теоретические дисциплины, Юлия Николаевна Канева, заместитель директора по учебной части – фортепиано, Агриппина Васильевна Носова – теоретические дисциплины и руководит хором, Ирина Леонидовна Чуркина – баян и аккордеон, Кристина Евгеньевна Бологуровская – гитару, Валерия Викторовна Ермолина – народное пение и эстрадный вокал, Василина Васильевна Сташевская – аккордеон, в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребёнком, Андрей Иванович Бобрецов является концертмейстером. Должность главного бухгалтера занимает Алевтина Яковлевна Новоселова, главного специалиста – Евгения Николаевна Федотова. За чистоту и порядок отвечает Ирина Александровна Носова, охраняет здание Павел Михайлович Потапов, гардеробщиком работает Надежда Петровна Ермолина, инженером-программистом – Евгений Сергеевич Дуркин. Коллектив дружный, все сотрудники обладают высоким уровнем профессионализма, умеют вдохновлять и поддерживать детей, находить индивидуальный подход к каждому.
- Какова численность учащихся и с какого возраста дети могут быть приняты на обучение? Какие образовательные программы вы предлагаете?
- На 1 сентября 2025 года в музыкальной школе насчитывается 101 человек. Сформированы две группы для занятий по программе раннего музыкально-эстетического развития, это так называемые «подготовишки». В первую группу принимаются дети младшего возраста, начиная с пяти лет, и продолжительность обучения составляет два года. Во второй группе дети постарше, от шести до семи лет – обучение длится один год. После прохождения данной программы ребятам проще справиться со вступительными испытаниями и зачислиться в первый класс музыкальной школы, хотя некоторые проходят сразу без подготовки. Возраст поступающих в первый класс зависит от программы, по которой хочет обучаться ребёнок, в основном от семи до двенадцати лет.
На сегодняшний день в школе реализуются четыре дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные программы в области музыкального искусства: «Фортепиано», «Народные инструменты. Баян», «Народные инструменты. Аккордеон», «Народные инструменты. Гитара». Срок обучения длится от пяти до восьми лет в зависимости от вида. Также в школе ведётся обучение и по общеразвивающим программам – «Эстрадный вокал», «Народное пение», «Народные инструменты (баян, аккордеон, гитара)». С 2026 года программа «Народное пение» будет переведена с общеразвивающей на предпрофессиональную, что позволит ребятам перейти на более высокий уровень обучения с учётом индивидуальных потребностей и способностей.
- Планируют ли педагоги в этом учебном году принимать участие в конкурсах с обучающимися и в каких именно?
- Нам поступает множество предложений участвовать в конкурсах самых различных уровней. Это могут быть как очные мероприятия с выездом в различные города и районы, так и в дистанционном формате, где дети записывают свои выступления на видео для последующей оценки жюри. Педагоги и учащиеся ДМШ стараются активно принимать участие в конкурсах, положения которых отвечают нашим требованиям и возможностям. В этом учебном году Усть-Цилемская детская музыкальная школа организует VII Межрайонный конкурс юных исполнителей «Ступеньки мастерства». Он проводится один раз в два года на базе ДМШ в очном формате, а это значит, что в марте 2026 года мы будем вновь встречать гостей из других школ искусств на нашей сцене.
- Отслеживаете ли вы выпускников, выбравших музыкальную сферу для своей профессиональной деятельности?
- В ДМШ оформлен стенд с фотографиями и краткой информацией о каждом выпускнике, связавшим свою жизнь с музыкой. Среди них – музыкальные руководители детских садов, учителя музыки в общеобразовательных школах, руководители вокальных студий, преподаватели детских музыкальных школ и школ искусств. Некоторые трудятся в консерваториях и музыкальных театрах крупных городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Петрозаводск. Многие наши выпускники ещё только получают образование в колледжах, институтах культуры, а кто-то уже и в консерватории. В этом году музыкальное будущее выбрали Георгий Шишелов, поступив в колледж искусств Республики Коми на отделение «Инструменты народного оркестра», а также Ксения Герасимова и Дарья Расторопова, ставшие студентками Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И. А. Куратова по специальности «Музыкальное образование». Детская музыкальная школа гордится своими выпускниками, и мы всегда очень рады встрече с ними.
- За последние два года заметно улучшилось материально-техническое оснащение учреждения. Расскажите об этом подробнее.
- С июня 2023 года ведётся активная работа по ремонту школы и укреплению материально-технической базы. На первых порах мы приобрели два новых компьютера, заменили часть мебели и электропроводки. Трубы холодного водоснабжения поменяли на полипропиленовые, провели косметический ремонт в учреждении. В течение 2024-го была осуществлена полная модернизация освещения, все осветительные приборы заменены на светодиодные для более эффективного расхода энергоресурсов и повышения уровня экологической безопасности, благодаря чему в школе сразу стало светлее и уютнее. Также были закуплены колонки, два ноутбука и некоторая мебель: шкаф и стеллаж для книг, магнитно-меловая доска с нотным станом в класс теории. Затем, по мере накопления сил и средств, мы начали ремонтировать по одному кабинету, вскрывая полы и убирая проблемные участки в окладных брёвнах. В результате было полностью отремонтировано семь кабинетов. В настоящий момент в обновлении нуждается зал ДМШ, кабинет аккордеона, коридор и фойе. Замены требует и оклад здания. Для проведения работ в каждом из этих помещений необходимы значительные финансовые вложения, которые трудно осуществить за счёт бюджета детской музыкальной школы, так как материалы приобретаются с помощью внебюджетных средств, то есть благодаря родительскому взносу учащихся. Хочется и старые деревянные окна поменять на современные пластиковые. Самое главное, что у школы есть большое желание и планы развиваться на благо коллектива и обучающихся в ней мальчишек и девчонок.
В 2025 году Усть-Цилемская детская музыкальная школа стала участником федерального проекта «Семейные ценности и инфраструктура культуры» национального проекта «Семья». В рамках его реализации удалось приобрести новые музыкальные инструменты разных категорий, отличающиеся характеристиками и стоимостью, и комплектующие к ним: три баяна, два аккордеона, три гитары, пять домр, три балалайки, комплект ложек и цифровое пианино, микрофоны, пюпитры, набор для настройки. Каждый инструмент подбирался индивидуально по определённым заданным критериям и потребностям преподавателей.
Также благодаря нацпроекту в музыкальной школе обновилась мебель: каждый кабинет теперь оснащён шкафами для учебной литературы, одежды и костюмов, офисными креслами и столами. В классе теоретических дисциплин появились новые парты, а в зале – тумба-кафедра. Настоящим украшением зала стала большая интерактивная панель. Для всех преподавателей были приобретены ноутбуки (шесть штук), для административного персонала – два компьютера в сборе, а для печати афиш, благодарностей и грамот – МФУ и цветной принтер.
Фонд нашей библиотеки расширился на 345 экземпляров, включая учебники, учебные пособия, учебно-методическую литературу, нотный педагогический репертуар и интерактивные пособия (электронные издания). Эта значительная государственная поддержка, около 4 млн рублей(!), стала ярким событием для нашей маленькой сельской школы. Новые музыкальные инструменты, учебно-методическая литература и современная оргтехника будут хорошей базой для юных талантов, позволят повысить профессиональный уровень преподавателей и дадут новый импульс в развитии школы.
- Какие творческие проекты осуществляет школа во время учебного процесса?
- Учащиеся и преподаватели активно участвуют в различных конкурсах и олимпиадах, что побуждает детей к творческому самовыражению и открывает новые горизонты. На протяжении всего учебного года ребята готовятся и демонстрируют свои способности на концертах и фестивалях, выступая перед публикой. Это помогает им развивать навыки сценического мастерства: на сцене ребёнок учится справляться с волнением, чувствовать аудиторию, передавать ей свои эмоции и устанавливать контакт со зрителем. Успешные выступления вселяют в учащихся уверенность в себе, укрепляют их самостоятельность и побуждают двигаться дальше, развивать свой талант.
Одними из значимых проектов, реализуемых в ДМШ, являются фестиваль семейного творчества «Мама, папа, я – музыкальная семья», патриотический фестиваль «Песни Победы», конкурс юных исполнителей «Ступеньки мастерства», ежегодные «Рождественские встречи-концерты» с выпускниками музыкальной школы, профориентационные концерты для воспитанников детских садов Усть-Цильмы и близлежащих населённых пунктов. Задача музыкальной школы заключается в создании комфортной и вдохновляющей атмосферы, как для преподавателей, так и для учащихся, ведь чистота, уют и эстетика крайне необходимы для помещений, где занимаются творчеством, погружаются в мир искусства, созидают, вдохновляют и развивают детские таланты.
- Какой Вы видите музыкальную школу в будущем?
- Сегодня Усть-Цилемская детская музыкальная школа даёт качественное образование, обеспечивая высокий уровень преподавания и сохраняя контингент учащихся. Квалифицированные педагоги не только обучают технике игры на инструментах, но и развивают музыкальный кругозор учащихся. Разнообразие программ и предложение различных направлений позволяют каждому ученику найти что-то по своему вкусу. И, конечно же, большую роль играет индивидуальный подход: в учреждении учитываются возможности и потребности каждого, что способствует вовлечению и интересу к учёбе. Мы хотим и в будущем видеть нашу школу тем местом, куда дети приходят получить достойное образование в области музыкального искусства. Учиться классической музыке считалось престижным всегда, так пусть детская музыкальная школа и дальше процветает, чтобы у родителей была возможность привести своего ребёнка для раскрытия его музыкальных талантов, воспитания творческой, культурной и разносторонне развитой личности.
- Нина Ивановна, благодарим Вас за содержательную и полезную беседу. Также выражаем признательность всем педагогам музыкальной школы за их труд, который вносит огромный вклад в развитие культуры и искусства нашего муниципалитета. И, конечно же, поздравляем с праздником!
Беседовала Екатерина Истомина.

Информация предоставлена редакцией газеты "Красная Печора" (https://redpechora.ucoz.ru/publ/kultura/mesto_gde_rascvetajut_talanty/13-1-0-9383

2