Всего обработано новостей: 190525
Обработано новостей за 72 часа: 313

«Легенды Коми»: вклад в ликвидацию катастрофы в Чернобыле

БНК 19.04.2025


26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. Жители Коми участвовали в ликвидации катастрофы и изучении ее последствий. Экспонатов, посвященных этому периоду, в Национальном музее республики немного, но каждый рассказывает уникальную историю человека или коллектива.

«Легенды Коми»: вклад в ликвидацию катастрофы в Чернобыле
Фото Константина Стратиенко

Предметы, связанные с аварией на Чернобыльской АЭС, хранятся в фондах филиала Нацмузея — доме-музее Ивана Морозова. Тематическая коллекция целенаправленно не формировалась. Экспонаты или передавали сами участники тех событий, или организации. Как рассказала заведующая Инна Мамонтова, все началось с малого — в конце 1980-х поступили квитанции сберкассы. Дело в том, что когда произошла Чернобыльская авария, в стране создали счет, на который можно было направлять средства для ликвидации последствий. В музее есть подобные квитанции от предприятий, школ, детских садов, пожертвовавших деньги.

Памятка солдату

Z06_0010.jpg

Z06_0017.jpg

— О радиации люди практически ничего не знали. На каком уровне были наши знания, вам поведает уникальная книжка «Памятка солдату-сержанту по защите от атомного оружия», изданная в 1954 году. Тут есть в самом начале замечательная фраза: «Атомное оружие по своему поражающему действию значительно превосходит обычные виды оружия. Но и от него имеются простые и надежные способы защиты». То есть люди, составлявшие эту брошюру, скорее всего, даже не представляли, насколько опасно оружие. Здесь есть описание действия и рисунки. Посмотрев их, вы сразу поймете, что представления у людей были абсолютно нереальные. Вот [солдат] не смог укрыться нигде в траншее, он просто спиной повернулся к взрыву. А другой, который нашел укрытие, встал за пенек. Написано, что через несколько минут все ветром раздует, и вы можете продолжать с оружием дальше вести боевые действия. Не было представления о том, что все вокруг поражено, — прокомментировала Инна Мамонова.

Раиса Чубиряева

Z06_0004.jpg

Через социальные службы сотрудникам музея удалось встретиться и побеседовать с ликвидаторами последствий аварии и теми, кто обеспечивал их работу на месте. Например, Раиса Чубиряева родом из Инты. По образованию была радиомехаником-связистом. Когда произошла авария, она с супругом-военным была во Львове. Раиса была военнообязанной, осенью 1986-го ей предложили добровольно поехать в зону аварии, чтобы наладить прямую линию связи Москва — Чернобыль. Дав согласие, она прошла серьезную проверку биографии и только после отправилась к Чернобыльской АЭС. Группу формировали в Киеве. При сборах сказали снять и оставить все вещи, выбрать новую. Раиса, кроме хлопчатобумажного костюма, взяла шерстяной берет. В маленьких волосках головного убора накапливалась пыль — практически через неделю у женщины выпали все ресницы и брови.

— Когда она приехала, сразу почувствовала першение в горле. Думала — простыла. На самом деле, оказалось, это оседает радиационная пыль, — отметила Инна Мамонтова.

Через две недели работы Раиса вернулась домой. Вывозить из зоны ничего было нельзя, но женщина оставила себе куртку, в которой работала. Эта деталь ее одежды, пропуск и фотография находятся в музее.

Z06_0021.jpg

Ученые-энтузиасты

В Коми ученые института биологии уже в мае 1986-го отправились в зону катастрофы. Они изучали влияние радиации на флору и фауну. Экспедиции проходили на протяжении семи лет: 25 выездов, 44 научных сотрудника и 10 водителей. Руководили группой Анатолий Таскаев и Геннадий Козубов.

Z06_0031.jpg

Некоторые посещали опасную территорию больше 10 раз. Ида Шуктомова была младшим научным сотрудником — в музее есть четыре ее пропуска в пораженную зону вместе со справкой на получение льгот и почетной грамотой.

Z06_0022.jpg

Z06_0036.jpg

— Ученые вручили нам списанный дозиметр, с которым они ходили по зоне. Он заряжается от сети. Именно с такими аппаратами они работали, — отмечают в музее.

Z06_0042.jpg

Геннадий Козубов впоследствии написал книгу «Семь лет в чернобыльских лесах», где рассказал об экспедициях и работе ученых, привела пример Инна Мамонтова:

— Они выяснили, что черноплодная рябина, японская айва и белая акация вообще не восприимчивы к радиации. <…> Осенью 1988 года встретили случайно в лесу, когда собирали материал, двух коров и быка. Дикие, одичавшие. Они на протяжении двух лет ходили по лесному массиву. Чем они питались зимой, вообще не понятно. Они привыкли к теплому стойлу, а зимой было до минус 25. Для изучения сделали укол снотворного, перевезли к ветеринарам, исследовали их. Коров оплодотворили — абсолютно нормальных телят родили. Почему такое, не понятно.

Z06_0046.jpg

Z06_0049.jpg

Z06_0051.jpg

Помимо дозиметра, в музее есть еще два приспособления для измерения радиации. Из Корткеросского района передали расчетную линейку излучения и ударной волны, а также для оценки коэффициентов доз излучения.

Z06_0069.jpg

Z06_0073.jpg

Уничтожение домов

Через несколько дней после аварии радиация пошла в сторону Гомельской области Белорусской ССР. Житель Коми Вадим Модянов в 1989 году оказался там, когда служил в армии. Он был с фотоаппаратом и смог вывезти из зараженной территории пленку. Его часть занималась в том числе сносом домов, которые были оставлены после аварии. Люди не могли в них вернуться, так как соломенные крыши фонили.

Z06_0076.jpg

— Их задача была — захоронение этих домов. Весь процесс захоронения он снял на камеру. Вот стоит дом, подъезжает тяжелая техника к этому дому. Следующий этап — ковшом начинают выкапывать огромную яму. Затем надо просто столкнуть этот дом в эту яму. Таким образом все проходило. Технику спустя время тоже закапывали в огромные могильники, — рассказала экскурсовод.

Z06_0083.jpg

Z06_0085.jpg

Z06_0088.jpg

Z06_0092.jpg

Благодарность за лес

Z06_0001.jpg

Вклад республики был не только финансовый в виде перечислений денег на ликвидацию. После аварии жителей близлежащих к ЧАЭС территорий эвакуировали. Для них было решено строить новое жилье. Республика отправила состав лесоматериалов для этих целей. В музее есть подлинник благодарности от руководства Главкиевгорстрой от декабря 1986 года. Получил ее тогда руководитель республики Иван Морозов:

«Благодаря вашему содействию деревообрабатывающие предприятия Главкиевгорстроя в 1986 году в полном объеме получили ль Комилесснабсбыта лесоматериалы, что обеспечило своевременное завершение строительства жилья для семей сотрудников Чернобыльской АЭС и переселенцев из прилегающей к АЭС районам, а также выполнить установленные задания по вводу и эксплуатации других объектов гражданского строительства и спецназначения в г. Киеве и Киевской области».

Если у вас остались предметы, документы или иные вещи, связанные с ЧАЭС, вы можете передать их в дом-музей И.П. Морозова на хранение и для формирования коллекции.

БНК

49