Всего обработано новостей: 197310
Обработано новостей за 72 часа: 351

КСП Коми завершила аудит реализации мер по созданию устойчивой системы обращения с ТКО и формированию экономики замкнутого цикла

16.06.2025


Один из основных принципов, на котором основывается устойчивое развитие, - это ответственное производство и потребление, в том числе путем минимизации негативного воздействия на окружающую среду и сохранения природных ресурсов для обеспечения достойного качества жизни людей.

Учитывая остроту и актуальность темы, вопросы сферы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) находятся в зоне повышенного внимания Контрольно-счетной палаты и охватываются в рамках разных мероприятий - при анализе госпрограмм и мониторинге региональных проектов, а также при проведении отдельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Так, в 2019 году КСП проанализировала реализацию органами исполнительной власти полномочий в сфере обращения с ТКО (с 2015 года по январь 2019 года) и оценила готовность республики к началу реформы, связанной с введением в 2018 году на ее территории института регионального оператора (результаты мероприятия - в разделе 5.6. Отчета о деятельности КСП РК в 2019 году).

В 2021 году проверено использование средств, выделенных из республиканского бюджета ООО «Региональный оператор Севера» в период 2018-2021 годов (итоги проверки – здесь).

В текущем году таким мероприятием стал проведенный параллельно со Счетной палатой РФ аудит реализации мер, направленных на создание устойчивой системы обращения с ТКО и формирование экономики замкнутого цикла в 2022-2024 годах и 1 квартале 2025 года.

На финансирование указанных мероприятий из республиканского бюджета в проверяемом периоде израсходовано 24,4 млн рублей в виде:

- предоставления средств местным бюджетам на ликвидацию и рекультивацию несанкционированных свалок, приобретение контейнеров и обустройство контейнерных площадок и др.;

- закупок товаров, работ, услуг Минприроды Республики Коми для проведения ликвидации мест несанкционированных свалок и определения земельного участка для строительства объекта инфраструктуры по обращению с ТКО;

- субсидии на компенсацию выпадающих доходов региональному оператору по обращению с ТКО (ООО «Региональный оператор Севера») в связи с применением льготных тарифов на его услугу (4,9 млн рублей).

В ходе проверки КСП Коми проанализировала разработанные регионом документы нормативно-правового регулирования в области обращения с отходами (в том числе на предмет их соответствия основным приоритетам государственной политики и действующего законодательства), использование бюджетных средств и результаты реализации мероприятий в области обращения с отходами и пришла к следующим выводам.

1) Разработанные регионом территориальная схема обращения с отходами и региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, на 2018-2028 годы подлежат актуализации:

- территориальная схема утверждена без учета замечаний к проекту документа со стороны публично-правовой компании «Российский экологический оператор», её отдельные положения не соответствуют установленным нормам;

- региональная программа требует внесения изменений, обусловленных в частности реализацией с 2025 года на территории республики нового регионального проекта «Экономика замкнутого цикла», результатом которого является введение с 2027 года в промышленную эксплуатацию объектов по обработке и размещению ТКО;

- профильным Министерством не проведен комплексный анализ и оценка необходимой инфраструктуры по обращению с ТКО. В сложившихся условиях установленный к 2030 году результат регпроекта «Экономика замкнутого цикла» по объему ТКО, направляемых на захоронение, является недостижимым.

2) При выполнении ООО «Региональный оператор Севера» соглашения от 22.06.2018 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории республики выявлены следующие нарушения и недостатки:

- транспортирование ТКО в отдельных муниципалитетах в 2022–2023 годах осуществлялось на основании договоров, цена на которые была определена с нарушением законодательства (не по результатам торгов);

- региональным оператором по запросу Минприроды Республики Коми не предоставлена информация, позволяющая достоверно определить или подтвердить размер его кредиторской задолженности перед операторами по транспортированию и размещению ТКО и, следовательно, наличие оснований для лишения его соответствующего статуса.

3) В части предоставления субсидии на компенсацию выпадающих доходов недостатки связаны с отсутствием в установленном порядке положений, предусматривающих корректировку размера субсидии с учетом фактического объема оказанных услуг, а также отсутствием у Минстроя Коми документов, подтверждающих фактически начисленный потребителям объем услуг по обращению с ТКО, что свидетельствует о ненадлежащем контроле за обоснованностью определения размера субсидии.

На основании полученных результатов Палатой сформированы предложения по внесению изменений в вышеуказанные нормативные правовые документы. Соответствующие информационные письма в ближайшее время будут направлены в Правительство Республики Коми и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен временно исполняющему обязанности Главы Республики Коми, в Государственный Совет Республики Коми, копия отчета – в республиканскую прокуратуру. Материалы проверки также направлены в Счетную палату Российской Федерации.


3