КСП Коми проверила использование бюджетных средств, выделенных на обеспечение жильем детей-сирот в городском округе «Сыктывкар»
30.04.2025 18+
КСП Коми проверила законность и эффективность использования средств, выделенных из республиканского бюджета в 2024 году и январе 2025 года (далее – проверяемый период) бюджету МО ГО «Сыктывкар» на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети сироты и лица из их числа, дети-сироты), жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма.
По результатам проверки Контрольно-счетная палата пришла к следующим выводам.
☑ За последние десять лет на территории МО ГО «Сыктывкар» численность детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жильем (14 лет и старше), выросла в 2,5 раза (с 292 человек на 01.01.2015 до 720 человек на 01.01.2025), и более чем в 2 раза увеличилась численность детей-сирот, у которых право на обеспечение жильем уже возникло (18 лет и старше), но не было реализовано (с 237 до 507 человек).
☑ Общий объем субвенций, распределенный городскому округу «Сыктывкар» на 2024-2025 годы для обеспечения жильем детей-сирот, составил порядка 402 млн рублей при расчетной потребности в размере 1,2-1,6 млрд рублей.
☑ В проверяемом периоде Комитетом жилищной политики Администрации МО ГО «Сыктывкар» за счет средств субвенций заключено 62 контракта на приобретение квартир общей стоимостью 206 млн рублей, основная их часть – в рамках участия в долевом строительстве и покупки квартир, которые будут созданы в будущем.
☑ В этом же периоде жильем обеспечены 39 человек детей-сирот, причем только имеющих соответствующие судебные решения.
Несмотря на первоочередность исполнения решений судов, по состоянию на 01.01.2025 остаются неисполненными 122 судебных решения, сумма начисленных штрафов и исполнительских сборов в связи с неисполнением составляет 2,5 млн рублей.
☑ Показатель результативности использования субвенций по численности детей-сирот, обеспеченных жильем, по итогам 2024 года выполнен на 69,6% (по плану – 56 человек), так как 23 квартиры из приобретенных на первичном рынке жилья запланированы к сдаче в октябре-декабре 2025 года.
☑ С учетом плановых показателей на 2025-2027 годы (суммарно - 109 человек), на закрытие текущей очереди из 507 граждан потребуется около 14 лет.
☑ Низкий процент состоявшихся закупок, наличие незначительной экономии по результатам торгов, ограниченный круг поставщиков (продавцов) жилых помещений указывают на низкую конкурентную среду как на вторичном рынке, так и на первичном рынке жилья, а также на риски неэффективных расходов бюджета в виду возможного завышения стоимости квартир продавцами.
В ходе проверки установлено, что список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, ведется ненадлежащим образом, что приводит к искажению данных.
Выявлены нарушения и недостатки при проведении Комитетом закупочных процедур, связанных с приобретением жилья, в том числе:
- не была должным образом определена и обоснована начальная (максимальная) цена ряда муниципальных контрактов (НМЦК):
- начальная (максимальная) цена двух контрактов на общую сумму 7,9 млн рублей была определена на основании информации о товарах (работах, услугах), не являющихся идентичными или однородными планируемым к закупке;
- в других случаях при определении НМЦК использовались только ценовые предложения поставщиков о стоимости квадратного метра, превышающие рыночную стоимость по г. Сыктывкару на 18,2-34,5 тыс рублей;
- по 21 закупке были установлены требования, ограничивающие круг участников закупки (из числа лиц, оказывающих посреднические услуги и выступающих по доверенности от собственника жилья), но не были установлены требования по энергетической эффективности к закупаемому жилью;
- и другие.
☑ В условиях ограниченного круга поставщиков и продавцов, проявляющих интерес к поставкам жилья для детей-сирот, отсутствия на рынке жилья необходимого количества предложений, отвечающих установленным требованиям, а также недостаточного объема субвенций на указанные цели одномоментно обеспечить жильем всех детей-сирот не представляется возможным.
Частичному решению проблемы, по мнению КСП, могли бы поспособствовать дополнительные меры социальной поддержки детей-сирот, установленные законом Республики Коми № 160-РЗ (действие которого приостановлено до 31.12.2025) и постановлением Правительства РФ № 2227.
Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в адрес временно исполняющего обязанности Главы Республики Коми, Государственного Совета РК, копия отчета направлена в республиканскую прокуратуру и Следственное управление СК РФ по Республике Коми.
Информация о нарушениях законодательства о контрактной системе направлена в Министерство финансов РК и Комитет по закупкам РК.
Комитету жилищной политики Администрации МО ГО «Сыктывкар» внесено представление с целью приведения списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, в соответствие с установленным порядком и назначения ответственных лиц.

30.04.2025
Такую задачу поставил врио Главы Республики Коми Ростислав Гольдштейн в ходе первого расширенного аппаратного совещания с членами Правительства и руководителями муниципалитетов.
О планах по развитию инфраструктуры республиканских детских лагерей доложила зампред Правительства Коми Екатерина Грибкова.
По лагерю «Черноморская зорька» определена перспектива развития на ближайшие три года. Необходимо завершить работу над эскизным проектом и подготовить мастер-план модернизации.
Республиканский круглогодичный лагерь «Гренада» крайне востребован, здесь реализуется множество профильных смен, в том числе патриотических. В прошлом году на поддержку инфраструктуры и благоустройство лагеря было выделено более 16 млн рублей. В числе первоочередных задач на ближайшую перспективу – строительство многофункционального спортивно-культурного зала. Спальные корпуса эксплуатируются уже более 30 лет, тем не менее они ежегодно поддерживаются, и находятся в хорошем состоянии.
Ещё один республиканский лагерь «Мечта» пользуется большой популярностью у юных жителей республики в летний период. Инфраструктуре лагеря более 60 лет, она требует существенного обновления. Ранее рассматривалась концепция развития учреждения с привлечением частных концессионеров, но оказалась слишком дорогостоящей для бюджета республики.
По поручению Ростислава Гольдштейна в республике разработают единый комплексный план развития детских оздоровительных лагерей.
«На мой взгляд, правильно включились по «Черноморской зорьке», где и эскизная концепция уже есть, и концепция по обучению детей. То же самое нужно сделать по остальным лагерям. Понятно, что эти вопросы невозможно решить в один сезон, но, правильно сформировав планы, запросы, всегда можно найти возможности для их реализации», - подчеркнул руководитель региона.