«Крепко-крепко целую»: Нацмузей Коми показал письма солдат Великой Отечественной войны
БНК 07.04.2025 18+
В Национальном музее Коми готовится к открытию выставка «Крепко-крепко целую…». Она посвящена 80-летию Великой Победы и демонстрирует письма любимым и родным той поры. Проект охватывает события, которые разделяли семьи в начале войны и объединяли их в конце.
Экспозиция представляет письма военных лет, которые отправляли жители Коми с фронта своим семьям и из тыла солдатам. Взяты они из фондов самого Национального музея Коми и музеев районов. Удалось также получить экспонаты из частных коллекций — пообщаться с близкими фронтовиков. Это переписки между родителями и детьми, супругами, возлюбленными, братьями и сестрами. Витрины оформлены как деревянные коробы, которые, как и письма, открываются, чтобы продемонстрировать сами послания, фотографии авторов и их личные вещи — записные книжки, фото и даже гербарии.
Цитата на одном из таких коробов: «Если девочка, то, Томуся, называй Милочкой, также, как я и думал». Специалист Национального музея Коми Максим Филимонов рассказывает, что ее написал сержант из роты химзащиты Вячеслав Кобжув. Свое первое образование он получил в Сталиногорском химическом техникуме, но связал свою жизнь с музыкой. В 1939 году он приехал в Сыктывкар и в это же время знакомится с будущей супругой — студенткой ГИТИСа Тамарой Мысовой. Перед тем, как оказаться на фронте, он работал концертмейстером, руководил джазовым оркестром. В начале 1942 года получил повестку, а Тамара ждала ребенка.
— Мы видим удивительный, яркий предмет — свидетельство о браке. Если обратить внимание, здесь обозначена дата — 4 марта 1942 года брак был заключен между Вячеславом и Тамарой. А 5 марта 1942 года он отправляется на фронт. Здесь мы рядом видим треугольник письма, где он обращается к маме и пишет эти самые строки. Дело в том, что в этом письме он рассказывает матери, что они с Томусей обсудили, как будут называть сына или дочь. Если дочь, то назовут Милочкой. Эти предметы из коллекции Вячеслава Кобжува принесла нам Мила, то есть Людмила. Мы видим, как это действительно случилось — просьбу выполнили. Сам Вячеслав не вернулся с фронта, в октябре 1942 года он погиб. Сама Людмила родилась буквально через неделю после гибели отца, — отметил Максим Филимонов.
Не каждая солдатская любовь была взаимна. На выставке есть письмо к «Симе», Серафиме Александровне Поповой, от бойца «И. Захарова». Он обращается к возлюбленной, изливает ей душу, признается, что не может забыть, хотя долгие годы не показывал свои чувства. Каждый день на передовой для него мог быть последним, поэтому он обращается к женщине, но просит от нее не ответ, а лишь фотокарточку. В послании немного подробностей: чем закончилась история, неизвестно.
Экспозиция показывает, что материалом могла быть не только бумага. Один из экспонатов — письмо Леонида Плотникова, которое написано на обороте этикетки с ящика из-под огурцов. Солдат, который ушел на войну в 18 лет, отправляет матери свои стихи:
«Стишок от сына
Три года спустя сын ушел со школьной парты
За Отчизну воевать.
И три долгих хода
Не видала сына мать.
Он казался ей таким же,
Как он был в последний раз —
Бойким школьником, мальчишкой,
Что ходил я в пятый класс».
Фотографии тоже были посланиями. На их обороте солдаты оставляли короткие заметки. Так, Николай Нестеров писал матери: «На память мамаше, вышел очень худой после ран и болезни».
Женский голос также звучит в проекте: Наташа Трофимова в 1942 году вместе с 20 другими девушками из Удорского района отправилась на фронт. Служила в медико-санитарном батальоне. Именно в ее письме звучит фраза «Крепко-крепко целую».
— Эти слова очень часто встречаются. Это некое заклинание, которое посылали, чтобы передать чувство любви и уберечь близких от пуль, — комментирует Максим Филимонов. Наташа неоднократно повторяла, что увидится с матерью, но этого не произошло. Письмо с информацией о смерти дочери в 1945-м женщина получила от ее друга Николая Баха: оказывая помощь бойцу, она была смертельно ранена осколком.
Письма проходили через цензуру, часть строк вымарывали, чтобы ненароком сведения не попали врагу. Увидеть это можно в послании Николая Дьяконова сестре Ольге. Оно — часть истории их многодетной семьи из Усть-Вымского района. В основном это извещения о смерти. Николай сообщает сестре с сожалением, что «остался из [шести] братьев в живых я один».
При подготовке выставки в музее выяснили, что Ольга была женой еще одного автора изучаемых писем — Федора Новикова. Как отец, даже на фронте он не забывает о своем сыне Лёне: обсуждает, как складываются отношения с ним, просит купить лыжи мальчику и подарить на день рождения от его имени.
Среди писем отдельное место занимают те, в которых солдаты радуются победе. Алексей Старцев прошел всю войну, участвовал в битвах за Москву и Сталинград. В мае 1945 года он пишет, что окончание боевых действий близко, и встреча с семьей скоро случится. Но в действительности он вернулся домой к супруге Людмиле позже. Лишь 3 сентября он писал жене: «отныне наступила счастливая, мирная жизнь для всех народов», «мы можем встретиться и по-прежнему счастливо зажить совместной семейной жизнью».
После знакомства с выставкой у каждого желающего будет возможность Почтой России отправить открытку, созданную по мотивам одного из посланий семьи фронтовика.
Продолжение выставки — аудиоспектакль при участии артистов Театра драма имени Виктора Савина. В художественной форме они представляют истории из фронтовых переписок. Есть специальный QR-код, с помощью которого можно скачать файл и послушать его. Впоследствии будут театральные читки.
12+
БНК
