Всего обработано новостей: 193535
Обработано новостей за 72 часа: 406

Концепция духовно-нравственного преображения экономики: идеи к проектированию

14.05.2025 18+


 

   15-16 мая в г. Сыктывкаре состоится научно -практическая конференции «Духовно-нравственное преображение экономики».

Ее организаторами являются Сыктывкарская епархия Русской Православной Церкви, Всемирный Русский Народный Собор (Коми региональное отделение)

Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера ФИЦ «Коми научный центр Уральского отделения РАН», Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, Ухтинский государственный технический университет, Коми республиканская академия государственной службы и управления, Сыктывкарский лесной институт, Управление образования МО ГО «Сыктывкар»

 

 К этому научному форуму Владимиром Теребихиным, кандидатом философских наук, экспертом Общественной палаты РК  и ГБУ РК Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина, автором -составителем книг о Президенте России, Святейшем Патриархе Кирилле, Питириме Сорокине 

для научного обсуждения и информирования общественности подготовлен доклад «Концепция духовного преображения экономики: идеи к проектированию». Кроме того, для участников научного форума автором также подготовлен информационный материал «Святейший Патриарх Кирилл о духовных аспектах преображения экономики». С ним можно познакомиться здесь: https://cloud.mail.ru/public/Q3Ms/ovFWWitVS

 

  В докладе представлен ряд экспертных идей о проектировании  «Концепции духовно-нравственного преображения экономики».

 Обоснована актуальность ее разработки и принятии, сформулировано понятие «концепция духовно-нравственного преображения экономики», представлен институциональный дизайн проекта концепции, системокомплекс ее структурных компонентов. Обосновано, что важнейшими основаниями концепции духовно-нравственного преображения экономики являются  человеколюбивые, духовно-нравственные политико-управленческие позиции Президента России  В.В.Путина – «православного, верующего человека, ясно сознающего огромную ответственность, которая возложена на него свыше»   (Святейший Патриарх Кирилл), концептуальные идеи Святейшего Патриарха Кирилла о преображении и духовно-нравственных основаниях экономики.

 

  Как нам представляется одним из политико-управленческих, научно-управленческих решений  объективной необходимой, актуализирующейся задачи духовно-нравственного преображения экономики, рассматриваемой нами в общем контексте формирования «управляемого» богом» (В.В.Путин), суверенного, «нравственного» (Святейший Патриарх Кирилл,С.Н.Бабурин и др.), «человеколюбивого» российского государства и общества,  может быть проектирование и принятие федеральными органами государственной власти «Концепции духовно-нравственного преображения экономики» и на ее основе утверждение соответствующего государственного политико-управленческого документа (стратегии, программы, национального проекта).     

 

Об актуальности и целях формирования данной модели человеколюбивой, духовно-нравственной экономики как «экономики нового типа национально-ориентированной экономики, в которой человек в процессе хозяйственной деятельности ставит перед собой духовные задачи и руководствуется нравственными принципами и морально-этическими нормами, которые под влиянием православной духовности исторически сформировались в России», свидетельствуют концептуальный вывод, сделанный Президентом России в выступлении на церемонии вручения Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу высшей государственной награды Российской Федерации – ордена Святого апостола Андрея Первозванного о том, что «в основе благополучия страны, повышения обороноспособности и безопасности лежат успехи государства в области экономики. Это базовая вещь, которая не подлежит никакому сомнению. Но есть гораздо более глубокие вещи. И сама экономика, и всё, что с ней связано, зависит от духовных начал любого общества, которые объединяют это общество в одно единое целое. И только объединяясь в это целое, общество и государство добиваются успехов».

Об этом же свидетельствует и позиция Президента России, изложенная им 25 апреля 2024 года в выступлении на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей:

  • «гарантировать успех, развитие на годы вперёд сможет только тот бизнес, который заботится о своих сотрудниках, о трудовых коллективах, помогает им повышать профессионализм, платит достойную заработную плату, обеспечивает социальный пакет, потому что понимает: от этого зависит благополучие граждан, их семей, детей, будущее страны, а для конкретных предприятий – отдача и так называемый в конце концов экономический выхлоп положительный».
  • «ответственность бизнеса, его стратегический взгляд состоит и в работе на общественное благо, когда корпоративная политика включает проекты в сфере образования, здравоохранения, инфраструктуры, благотворительности… программы экологического благополучия городов и сёл, регионов и территорий также являются одними из приоритетных». (Владимир Путин принял участие в работе ежегодного съезда Российского союза промышленников и предпринимателей.http://www.kremlin.ru/events/president/news/73940)

 

      

     Понятие «концепция духовно-нравственного преображения экономики» номинируется нами  как «базовый, основополагающий, научно-управленческий документ, системокомплекс» взаимосвязанных, сущностных компонентов, доминантных основ формулирующих систему взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления, системные представления о процессе духовно-нравственного преображения экономики включающий следующие подсистемы: каузальную (причинную), телеологическую, аксиологическую, концептуальную, нормативно-правовую, политико-управленческую и критериально-индикативную.

 

    В  институциональный дизайн проекта концепции могут быть включены:  актуальность проектирования, принятия и реализации концепции, цели, задачи и направления преображения, принципы и ценности духовно-нравственного преображения экономики, основные категории, понятия концепции: «преображение», «духовно-нравственное преображения экономики», «концепция духовно-нравственного преображения экономики», концептульно-теоретические и богословские основания, идеи концепции духовно-нравственного преображения экономики, политико-правовые основания, нормативная база концепции духовно-нравственного преображения экономики, система управления реализацией концепции (структура, движущие силы и институты: государство, бизнес, гражданское общество, конфессии и др.), формы, технологии реализации концепции, критерии и показатели духовной экономики, критериально-индикативный комплекс эффективности реализации концепции, включающий в том числе, интегральный, желаемый (желательный) духовно-нравственный преображенный образ современной экономики.

 

  Концепция должна интегрировать всю совокупность базовых научных, богословских, экономических, философских, политико-управленческих идей о духовно-нравственной экономике и ответить на главный вопрос «как практический обеспечить объективно необходимый процесс духовно-нравственного преображения экономики.

 Как мы полагаем, сформулировать ряд ответов на данный вопрос призвана научно-практическая конференция «Духовно-нравственное преображение экономики».

 

  Важнейшими основаниями концепции духовно-нравственного преображения экономики являются  концептуальные идеи Святейшего Патриарха Кирилла о  преображении и духовно-нравственных основаниях экономики.

 В комплекс концептуальных, смыслоформирующих богословских, аксиолого-философских, экономических позиций, мнений, суждений Предстоятеля РПЦ, Главы ВРНС Святейшего Патриарха по нашему мнению,  входят:

  • «Преображение – это не просто изменение. Это изменение, которое обеспечивает движение вверх – личности, общества, государства, народа»
  • «Когда мы говорим о преображении, мы подразумеваем новое состояние, отличное от предыдущего, мы подразумеваем некую принципиальную перемену огромной важности»
  • «Строительство экономически процветающего Отечества должно соотноситься с базисными фундаментальными ценностями нашего народа, со сбережением народа и страны».
  • «Развитие человеческой личности и всего общества определяется не внешним прогрессом и изменением, а преображением. Без преображения не может быть полноты человеческого счастья и благополучия»
  • «Преображение есть такое изменение образа, которое приобщает человека к Богу и делает человека причастником вечности»
  • «Нравственное государство предполагает и справедливое устроение экономики. Идеи солидарности, о которых неоднократно говорилось с трибуны Всемирного русского народного собора, требуют сегодня воплощения в жизнь, а не только теоретического обсуждения»
  • «Необходимо преодолеть разрыв между деньгами и трудом, реальными ценностями и спекулятивной «экономикой» — разрыв, угрожающий экономической стабильности не только России, но и всего мира».
  • «Безнравственная экономика неэффективна, более того — нежизнеспособна, она опасна».
  • «В основе экономики стоит человек, и именно от его ума, души и нравственного состояния зависит настоящее и будущее мировой экономики».
  • «Несомненно, любая сфера человеческой жизни, и в данном случае предпринимательство не является исключением, имеет нравственное измерение».
  • «Строительство экономически процветающего Отечества должно соотноситься с базисными фундаментальными ценностями нашего народа, со сбережением народа и страны».
  • «Достижение подлинной свободы, в том числе, свободы экономической, предпринимательской, возможно только в том случае, если человек будет соразмерять свою жизнь с высокими нравственными принципами и идеалами»
  • «Помимо экономической выгоды существуют важнейшие стратегические вопросы бытия государства и общества, наши традиции, язык, законы, культура и обычаи. Ценность прибыли не может быть выше ценности государства, готового отстаивать интересы государствообразующего народа».
  • «Концентрация денег в условиях нравственного беззакония очень взрывоопасна. Когда человек живет безнравственно, но у него нет денег, он может причинять ущерб себе, своей семье, может быть, соседям. А там, где большие финансы, зло может распространяться на миллионы людей».
  • «Из позиций различных участников экономических отношений, через внутренний труд души каждого человека-христианина, заботящегося о благе ближних и всей страны, постепенно формируется стремление к общей справедливости, которая отнюдь не становится синонимом принудительного выравнивания, а является сложной и динамичной системой отношений, которую может поддерживать общество, относящееся к исполнению нравственного закона как к своему целеполаганию. И чем больше в этой системе будет христианского начала, чем больше жертвенной любви и честного отношения к своим обязанностям — деловым, трудовым, государственным, социальным, — тем более справедливым будет все общество».
  • «Православная цивилизация в сотрудничестве с представителями других культурных традиций может предложить свои подходы к выработке социально-экономической модели, которая строилась бы на нравственных началах, укорененных в нашем духовном наследии».
  • «Нравственный код, основанный на православной духовности, православной нравственности, определяет и наше законодательство, и наши общественные отношения».
  • «Православная корпоративная культура, конечно, может существовать и развиваться. Ее должны отличать кристальная честность, забота о людях, высокая личная нравственность, добросовестность в работе, служение общему благу и доброжелательное отношение ко всем, независимо от их религиозных взглядов».

       Святейший Патриарх Кирилл о  духовных аспектах преображения экономики https://cloud.mail.ru/public/Q3Ms/ovFWWitVS

 

  Представляем на обсуждение научной и богословской общественности, участников научного форума расширенный вариант основного понятия концепции - «духовно-нравственное преображение экономики».

Понятие «духовно-нравственное преображение экономики» (духовно-нравственное преображение экономический сферы) с политико-управленческой точки зрения, рассматривается как осуществляемый «взаимополезно», солидарно органами государственной власти, местным самоуправлением, бизнесом, институтами гражданского общества, Русской Православной Церковью, ВРНС и другими традиционными конфессиями научно и богословско - обоснованный процесс объективно необходимого преображения, преображающего развития, перехода от современной ресурсо-ориентированной модели экономики к модели духовной (нравственной, моральной) национальной человеко-ориентированной экономики, как экономике нового типа, «экономике, базирующейся на православных духовных принципах и нравственных нормах, выступающей как необходимое средство спасения и духовного совершенства человека» (А.М.Миняйло), принципах народоцентричности, справедливоцентричности, инновационноцетричности, солидарности,  «экономике активной, творческой солидарности людей как в личной, так и общественной жизни, как экономике нового типа, национально ориентированной экономике, в которой человек в процессе хозяйственной деятельности ставит перед собой духовные задачи и руководствуется нравственными принципами и морально-этическими нормами сформировавшимися в России под влиянием православной духовности исторически» (А.Куликова), «экономике, которая обеспечивает смену цели экономического развития с гонки за прибылью на социокультурное воспроизводство самобытной российской цивилизации, основанной на религиозно-нравственных ценностях» (Мартыненко Т.В.), «экономике, построенной и развиваемой на критериях жизненных ценностей и библейских заповедей, экономике сбережения (человеческой души, здоровья, жизни, природы, всего Божьего творения), экономике обуздания желаний и страстей, направление всех чаяний человека к «Единому на потребу», к Богу, средства осуществления действенной жертвенной любви к ближним, экономике, которая «в своем высшем, священном и религиозно понятом смысле и назначении, своих перспективах и идеале должна быть постигнута с духовно-нравственных позиций, экономике, важнейшим принципом которой является «экономично и эффективно все то, что человечно, нравственно и духовно, а по большому историческому счету – БОГОЧЕЛОВЕЧНО!» (А.Ветошкин), «экономике как хозяйственной деятельности общества и совокупности отношений на основе высоконравственных норм в системах производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ» (В.А.Морозов), «гуманистической и гармоничной природоподобной экономике, отвечающей долгосрочным созидательным целям развития», формирования этического подхода в регулировании социально-экономических и деловых отношений на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, формирование солидарного сектора экономики, (включая солидарное акционирование, солидарный банкинг, солидарное страхование и т.п.), экономике, как «обеспечению жизнедеятельности каждого человека и гуманных деловых отношений предпринимателей, исходя из нравственного правила: не вредить себе, соседям, среде обитания ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды обитания мыслью, словом, делом» (Стратегия24: https://strategy24.ru), корпоративного демографического стандарта, корпоративной демографической политики, развитие корпоративной семейной политики создания рабочих мест дружественных семье, корпоративной молодежной политики, внедрению ЭКГ – индекса деловой репутации российского бизнеса, реализации наказа XXIV ВРНС о разработке «Кодекса чести отечественного предпринимателя», основанного на традиционных российских духовно-нравственных идеалах и ценностях.

 

    Еще раз подчеркнем, что духовно-нравственное преображение экономики необходимо рассматривать в общем контексте формирования «управляемого» богом» (В.В.Путин), суверенного, «нравственного» (Святейший Патриарх Кирилл,С.Н.Бабурин и др.), человеколюбивого российского государства.

 

Как считает Предстоятель РПЦ, «благодаря позиции нашего Президента В.В. Путина и властей разных уровней, Россия становится крепким оплотом традиционных духовно-нравственных ценностей, маяком, на который с надеждой смотрят многие страны», «страной, в которой Президент является православным верующим человеком, не стесняющимся своей принадлежности к Церкви, страной, которая осуществляет стремление соединять духовное с материальным, веру — с научно-техническим прогрессом, наши с вами национальные исторические традиции — с современным развивающимся обществом» (Святейший Патриарх Кирилл).

 

4