Из недр земли к солнцу: шахтер из Воркуты покоряет вершины Полярного Урала
БНК 17.05.2025 18+
Проходчик Дмитрий Севостьянов со стажем работы в шахте в 31 год рассказал БНК в рубрике «Так и живем» о своем увлечении горными походами, встрече с медведями и хобби, которое приносит не только приятные эмоции, но победы в масштабах страны. Воркутинец ходит в горы круглый год, без гидов и не платит за путевки. Он сам выбирает маршруты, а его видео о Полярном Урале вдохновляют на это других.
— Сколько лет ходишь в походы?
— В первый раз в 2014 году съездили с дочкой на Собь, потом в 2015 году — с товарищем на Карское море, а в 2016 меня пригласил в поход друг — старый турист, который ходит со своей компанией. Мы с ним были на хребте Янгана-Пэ и все, с тех пор поперло. Первый большой маршрут у меня был до поселка Харбей в 2019 году: девять дней в пути, очень понравилось. Сейчас в год у меня примерно 10-12 походов. С февраля по ноябрь световой день позволят ходить хоть каждый день. В середине февраля этого года освободился от рабочих дел окончательно: уволился, так что теперь планы только туристические — хочу облазить все доступные места Полярного Урала. Уже приступил к их реализации!
— То есть в 2014 сам купил снаряжение и начал исследовать местность?
— В первый раз, когда пошел в поход с дочкой в 2014 году, у нас не было вообще ничего. Просто сгрузили продукты в сумку бурлака — мечта коммерсанта, если помнишь такую клетчатую. Это был теплый июнь. Но оказалось, что тепло было только днем, а ночью заморозки, на это мы не рассчитывали, а ведь пошли с ночевкой. Я был вообще не подготовлен. Чтобы не околеть окончательно, познакомились со сторожем, который работает на станции Собь, он сжалился над нами и дал палатку, какие-то бушлаты. Только благодаря ему мы благополучно переночевали. Подпростыли, конечно, но всё же лучше, чем спать под открытым небом.
Когда ездили на Карское, у меня уже были и рюкзак, и спальник, и все остальные причиндалы: что-то сын взял что-то у своего товарища в прокат, что-то купили. Основательную закупку сделал в 2021 году, когда познакомился с группой «Арктик-Альп», которой тогда руководил Сергей Серяков — легендарный воркутинский альпинист, что-то он подсказал, что-то девчонки из «Те еще вершины» Лена Рогова и Галя Максимова. Опытные помогали советами, и я начал экипироваться. На самом деле до сих пор постоянно что-то докупаю: что-то заменяю, обновляю. Короче, со снарягой это бесконечная история.
— Сколько стоит твое снаряжение?
— Приблизительно от 350 тысяч до полумиллиона. Если учитывать сколько я уже износил, повыбрасывал, порвал и еще что-нибудь такое, то можно смело еще тысяч 150 прибавить.
— Не страшно ходить в горы? Диких животных и ЧП не боишься?
— Боюсь, конечно, боюсь. Я часто практикую одиночные походы, несмотря, что их у меня уже было много, всегда страшно. Особенно темной ночью, перед тем как заснуть прислушиваешься к каждому шороху. Ну и конечно боюсь происшествий, не дай Бог что-то случится, ты сам себе предоставлен, никто не поможет, остается надеяться только на свои силы.
В прошлом году я ходил на урановую штольню в районе реки, где первый раз в жизни нарвался на медведей, было очень страшно. Но всё обошлось, они прошли стороной.
В 2022 году ходил в девятидневный поход к озеру Эстото, поскользнулся в ручье и упал в воду вместе с рюкзаком. Шлепнулся так, что разодрал локоть и повредил ногу, которая болела еще пять дней. После того раза делаю каждый шаг очень аккуратно. От происшествий никто не застрахован, что уж говорить, даже в городе можно получить травму.
— Что тебе дают походы?
— Каждый поход по-разному. В зимних – испытываешь себя на прочность: сможешь ли выдержать мороз, пургу; в летних — полное наслаждение природой. Когда идешь с компанией — это веселье, легкое общение, много шутим и смеемся, такие походы всегда оставляют приятное послевкусие. Если иду один, то отдыхаю душой: возвращаясь домой чувствую умиротворение, спокойствие, уравновешенность. Но после любого похода только положительные эмоции, они всегда успокаивают и позволяют отвлечься от бытовых дел. Бывают разные жизненные ситуации, поход — отличное место чтобы разобраться в себе. Красота, которая тебя окружает позволяет заземляться. Никто не мешает, нет ни телефона, ни телевизора, ни посторонних звуков и череды дел. Мысли проясняются. Из похода всегда возвращаешься наполненным. Между одним и тем же человеком до и после похода большая разница. Если, однажды сходив в поход тебе понравилось, то развивается зависимость и с нетерпением ждешь следующей высадки в горы.
— Не надоело по одним и тем же местам ходить?
— В горах ежедневно все меняется. Из-за погоды каждый раз открываются новые виды, из-за ракурса одно и тоже место может выглядеть совершенно иначе. Конечно стремимся всегда ходить на новые места. Сейчас вернулись из 14-дневного похода, тоже Полярный Урал, но неизведанный мной, в этих местах я ни разу не был. Поэтому еще не все тропинки исхожены. В этом году планируем с командой «Те еще вершины» много долгих путешествий — на 14-21 день: на озера Хадата, Очеты, Щучье малое, Большое. Далеко, но это что-то новое для нас. Там очень красиво и там я еще не был.
— Какой поход в твоей практике считаешь лучшим?
— Более запоминающимся был парный поход с моей подругой Леной. Мы планировали пойти на неделю в район горы Пандермапэ, но в итоге провели там на два дня больше и ушли только из-за того, что у нас закончилась провизия. Это был душевный, легкий поход, поэтому было до слез обидно возвращаться домой.
Но как ни крути, для меня удобнее ходить одному — ни от кого не зависишь, никому ничего не должен, идешь своим темпом, который тебя устраивает: ни за кем не гонишься, никого не ждешь. В этом плане лучший поход был в сентябре 2022 года. Я ходил к озеру Эстото. Такой интересный маршрут через ручей Маниташор, перевал Бадьяшор, потом вышел к озеру и дальше через перевал Карьерный по дороге на Харбей вернулся к реке Малая Пайпудына.
— Сколько весит рюкзак?
— Только пустой он весит больше трех килограммов, а так всегда по-разному, от 18 до 27 кг. Зависит от длительности похода. Когда ходили на 17 дней, там и продуктов брал соответственно, он весил больше 30. Было тяжеловато, но плюс в том, что чем дольше идешь, тем рюкзак становится легче.
— Ты ведь снимаешь видео из походов. Получается, что еще и оборудование несешь. Сколько оно весит?
— Килограмм 6-7. Только дрон весит 2,5, плюс аккумуляторы, солнечная батарея, экшен камера, если еще и фотоаппарат, то еще килограмм можно добавить. В прямом смысле тяжелое увлечение, но оно того стоит. Мои видео часто получают награды.
Первый раз я участвовал в конкурсе «Золотой Компас» в Москве, это был 2023 год, забрал золото. В этом году мой фильм про реку Харбей оценили в Хабаровске, он тоже стал лучшим; на фестивале туристские хроники в Басшоркостане сразу два видео получили первые места и еще диплом за лучшую операторскую работу. В этом году еще участвовал в фестивале «Сто дорог» в Питере, там тоже первое место. На этот конкурс делал специальный фильм, несколько раз перемонтировал, потому что конкуренция очень жесткая. Это, наверное, самые крупные победы, но и другие награды есть, их тоже ценю.
Вокруг такая красота, не могу не снимать, не могу не делиться тем, что увидел. Когда пробовал себя в этом деле, оказалось, что получается неплохо, а главное приносит удовольствие. У меня даже есть свои почитатели, которые подписываются на мои обновления ВК, как они говорят, чтобы не пропустить новые видео. Стараюсь развиваться, пробую иначе монтировать, ищу другие ракурсы, переходы, все это происходит органично, не потому что должен, а просто потому что хочу. Думаю, зритель это чувствует. Есть несколько человек, которые сказали, что начали ходить в горы благодаря моим фильмам. Получается сподвиг кого-то к активному отдыху. Кто-то говорит, что не знал о таких местах до того, как увидел мои видео. Это приятно.
Бывают и казусы. В 2022 году ходил на озеро Эстато. Пришел, запустил дрон, пролетал полчаса, которые аккумулятор позволяет, выжал все по максимуму. Смотрю не нарадуюсь какие получились кадры – поднимался над облаками, пролетал над водой, а места такие, что закачаешься. Возвращаю дрон назад, хочу выключить запись, а оказывается она у меня не включена. Прогонял дрон, разрядил батарейку, которая заряжается только дома, а видео нет. Может был бы еще один удачный фильм. Отношусь к таким ситуациям с юмором.
— Какая история заслуживает номинации «Лучший казус»?
— В сентябре 2021 года мы большой командой отдыхали на реке Собь. Лагерь был недалеко от ж/д станции. Когда пришла пора собираться домой за 20 минут до отправления поезда, увидели, как подъезжает какой-то состав: три пассажирских вагона. Я говорю: «Наш?». Но бывалые ответили: «Не, до нашего еще 15 минут». В итоге логика взяла свое: не ездят там поезда каждые 15 минут, это наш прибыл раньше. Помчались со всех ног, похватали все что было возможно. Самое смешное, что мы варили суп в большой пятилитровой кастрюле. Галина дочка взяла этот чан, а он горячий, с него пар идет, и бежит с ним на поезд. Буквально закидали вещи в вагон. Плюс мы брали в долг у железнодорожников бревна, надо было их вернуть. Кое-как успели, хотя поезд, конечно немного задержали. Сидели потом охали и смеялись.
А вообще в последнее время стал часто что-то забывать или терять. Зимой 2023-го с Галей Максимовой и Леной Роговой ходили на Харбей. Я шел с волокушей – это такие сани со снаряжением, которые тащишь за собой на веревке. На волокуше была лопата. В итоге прошли восемь километров, смотрим, а лопаты нет. Оказалось, что я ее оставил на месте последнего привала. Скинул снаряжение и поехал назад – 16 километров туда и обратно. Но это еще что, один раз пришлось подниматься обратно на гору, так как на вершине забыл лыжные палки. Короче, память мне покоя не дает, весело.
— Кроме Полярного Урала есть планы?
— Есть конечно! На Алтай хочется, на Курилы, на Камчатку. Хотел в этом году по Приполярному походить — Югэд ва, но там сейчас условия не для простого туриста, то есть бесплатно не сходишь, плюс необходимо инструктора нанимать и другие сложности. Полярный Урал остается доступным.
БНК
