Интинский гармонист Константин Канев: «Трудности были всегда, но привыкаешь к ним и никогда не жалуешься»
БНК 10.05.2025
Пойдя по стопам своих родителей, Константин Канев проработал оленеводом 25 лет. Верным спутником его всю жизнь была гармонь, поэтому после выхода на пенсию он попал в сельский дом культуры, где выступает с коллективом. В своих песнях он прославляет север и малую родину. Для проекта БНК «Герои среди нас» музыкант рассказал, как он отпугивал медведей от стада, кто вдохновляет его при сочинении музыки и какая у него сегодня главная цель.
Константин Канев родился в Роговом в семье потомственных оленеводов. Родители часто уезжали в тундру, поэтому большую часть детства юноша со своими братьями и сестрами провел в школе-интернате в интинском селе Петрунь. Каждое лето они отправлялись к матери и отцу на север, где помогали им по хозяйству: носить воду, пасти оленей, сворачивать чум. Год за годом будущий оленевод понемногу перенимал опыт и знания своих самых главных и близких наставников.
— Расставаться с родителями было тяжело, особенно в первые моменты. Осенью на вертолете улетишь от них, днем еще нормально, интересно, встречаешься с ровесниками. А под вечер грустно как настанет, плачешь, маленький же. Потом привыкаешь. С возрастом ты уже понимаешь, что родители для тебя работают, зарабатывают, — поделился Константин Канев.
После армии в начале 1990-х он пошел по стопам своих родных и стал оленеводом. Как рассказал Константин Максимович, обычный его день начинался в 6:00: он немного «чаевничал», сворачивал чум, приводил ездовых оленей, а после отводил стадо на десятки километров от стоянки, пока не стемнеет и не придется вновь обустраивать временное жилище. Работали в основном бригадами в 5-6 человек
— Трудности были всегда, но привыкаешь к ним, преодолеваешь, никогда не жалуешься. Выезжаешь на сутки пастухом, устаешь немного, но ничего: приехал в чум, чай попил, отдохнул, и все трудности прошли, — рассказывал оленевод.
Как признался Константин Канев, тяжелее всего на сердце было, когда оводы и другие насекомые не давали покоя оленям. Кроме того, животные осенью, когда вырастают грибы, разбегаются в поисках «лакомства», из-за чего собрать их становится сложнее.
— Иногда в стадо приходил медведь. Одно дело, когда видишь его на картинке или по телевизору, а тут своими глазами в 50 метрах. Он на человека не нападет, а вот на оленей… Упряжку хватаешь и мчишь на медведя криками, он и убегает, — поделился историей Константин Канев.
Отвлечься от рутины помогали праздники: стадо никуда не гнали, бригада отдыхала, кто-то порой пек блины. Также развеивала скуку музыка: под рукой оленевода всегда была гармошка или баян, а рядом — хорошо поющий компаньон.
Интерес к музыке у Константина Канева зародился еще в детстве. Освоить гармонь помогли местный почтальон и мама, которая тоже немного играла. Юный музыкант не упускал возможности и самому чему-то обучиться, например, пытаясь повторять мелодии при просмотре «Играй, гармонь!». Расставшись с оленеводством спустя 25 лет работы и выйдя на пенсию, Константин Канев попал в местный дом культуры, где освободилась вакансия гармониста.
— Для меня это было свежим глотком воздуха, — прокомментировал свое решение гармонист.
Выступает Константин Канев с коллективом, который нередко вдохновляет музыканта:
— Многие из них уже пожилого возраста. Спасибо им, что приходят и поют, хотя не обязаны. Молодцы. Молодежь же не очень тянется к народному творчеству, да и ее сейчас в деревне немного, все разъехались, — рассказывал Константин Канев. — Мои коллеги не вечны, потом им будет трудно ходить и петь. Ладно бы, пришли бы на концерт и послушали, так им же выступать. А молодежи нет.
Константин Канев не только исполняет песни, но и сочиняет музыку для новых композиций. Тексты для них пишет его земляк Андрей Терентьев, живущий теперь в Сыктывкаре. В произведениях прославляется малая родина, которая, по словам гармониста, богата древесиной, углем, нефтью и газом. Не забывает музыкант и о родном селе Петрунь:
— Мы же на севере родились, здесь живем. Мне тут нравится. Я по делам в город поеду на несколько дней, уже чуть с ума не схожу. Там суета, а здесь из дома вышел: хочешь — посидел, хочешь — что-то поделал. Я не городской, — рассказал Константин Канев.
Сейчас у бывшего оленевода три сына, младший из которых еще ходит в детский сад. Именно для них Константин Канев сегодня является главным наставником. Правда, никто из них не собирается идти по стопам отца, но его это не тревожит. По сути династия оленеводов уже практически прервалась, подмечает гармонист: сегодня этим ремеслом занимается только его сестра. Так что сейчас у музыканта главная цель — воспитать детей хорошими людьми.
Алексей Баталов
