Готовность образовательных учреждений к новому учебному году 2025-2026
23.10.2025

Были заданы вопросы.
1. У детей средней ступени есть дни по 7-8 уроков, все требуют подготовки. Бывают дни, когда ребенок сидит за уроками до полуночи. Каким образом распределяется образовательная нагрузка для учеников средней ступени, учитывая количество уроков и сложность предметов? Должна ли учитываться необходимость отдыха, занятий спортом и участия в кружках для полноценного развития подростков?
В 2025 году Минпросвещения России разработало варианты расписаний уроков для 1 - 11 классов, с учетом сложности предметов и дневной работоспособности учеников. Школы адаптируют эти расписания под свои возможности (кадровые и материально-технические), используя шкалы трудности учебных предметов, установленные СанПиН 1.2.3685-21. Возможные отклонения от норм СанПиН 1.2.3685-21 в расписании учебных занятий связаны с вакансиями учителей и учебной нагрузкой имеющихся педагогических кадров.
Учебная нагрузка для учеников 5-9 классов распределяется так, чтобы наиболее сложные предметы проводились на 2-4 уроках, когда у детей пик умственной активности. В течение учебной недели, наиболее загруженные дни должны приходиться на вторник и четверг, а в середине недели доложен быть «облегченный» день.
В объем максимально допустимой недельной нагрузки в течение дня для обучающихся включены урочные и внеурочные занятия в школе. Занятия в кружках и секциях в организациях дополнительного образования в данном случае не учитываются.
Объем домашних заданий не может превышать ½ от объема работы, выполненной на уроке. Регулярность привлечения обучающихся к выполнению домашних заданий и их объем определяется педагогическими работниками исходя из принципов разумности, целесообразности, с учетом норм СанПиНа: в 1 классе выполнение не более 1 ч.; во 2–3 классах — не более 1,5 ч., в 4–5 классах — не более 2 ч., в 6–8 классах — не более 2,5 ч., в 9–11 классах — не более 3,5 ч.
Дозировка домашнего задания является предметом административного контроля школы в течение всего учебного года.
2. Сколько дней школьник может находиться дома в случае плохого самочувствия без справки?
Количество дней, которые школьник может находиться дома без справки, не установлено законодательством. Вместе с тем, школы в своих локальных актах устанавливают нормы, которые все участники образовательных отношений (учащиеся, родители, работники школы) обязаны исполнять. Например, в одной из школ города учащиеся обязаны предоставить письменное уведомление от родителей при отсутствии на занятиях. При пропуске по медицинским причинам необходима справка от врача.
Локальные акты размещены на официальном сайте школы и родители (законные представители) учащихся могут найти интересующую их информацию.
3.Обязаны ли родители приобретать дополнительные рабочие тетради по предметам?
Школа должна бесплатно предоставить ученикам все необходимое для учебы: учебники, учебные пособия, методические материалы — то есть и рабочие тетради тоже. Но только в том случае, если такие пособия предусмотрены программой и являются частью учебно-методического комплекса. Если общеобразовательная организация решает включить рабочие тетради в образовательный процесс и утверждает это в соответствующем приказе, то она обязана приобрести их за счёт бюджетных средств. Родители не должны приобретать рабочие тетради за свой счёт, если они предусмотрены образовательной программой.
4. Какой проходной балл в 10-й класс? Все ли желающие дети могут поступить в 10-й класс? Если ребенок не сдал ОГЭ, а пересдача только в сентябре, как быть?
Все желающие дети могут поступить в 10-й класс.
В каждой школе разработан локальный акт, который регулирует правила приема и перечень необходимых документов. Если школа формирует профильные классы, то разрабатывается порядок индивидуального отбора учащихся, что не противоречит законодательству. При поступлении в профильные классы учитываются оценки по профильным предметам, результаты ОГЭ и достижения в олимпиадах и конкурсах. В трех городских школах есть универсальные классы без отбора, но в них также изучаются профильные предметы на углубленном уровне. Если ребенок сдал экзамены в дополнительный сентябрьский период, стоит задуматься о его готовности к программе 10-11 классов, и возможно, рассмотреть другие варианты образовательной траектории.
5. Насколько школы муниципалитета укомплектованы педагогами и как решается вопрос нехватки кадров?
В настоящее время обеспеченность кадрами в образовательных учреждениях муниципального округа «Усинск» составляет 98,2%. В 2025-2026 учебном году требуются учителя английского языка, математики, информатики, биологии, физики, химии, русского языка и литературы, а также воспитатели в дошкольные учреждения. В рамках программы целевого обучения размещены заявки на портале «Работа России», проведены встречи со студентами педагогических учебных заведений. Однако, пока не поступили предложения от потенциальных кандидатов. Для привлечения специалистов предусмотрены выплаты районного коэффициента и северной надбавки, доплаты молодым специалистам и предоставление служебного жилья.
6. Как изменились учебные программы? Какие новые предметы или курсы были введены?
В 2025 – 2026 учебном году в школах не планировалось введение новых обязательных предметов. Вместе с тем, в школах произошли изменения в преподавании истории и обществознания. Обществознание исключено из программы 6-7 классов с 1 сентября 2025 года, а с 2026 года и из 8 класса, оставаясь только в 9-11 классах. В то же время, увеличилось количество часов на изучение истории, в 5-7 классах появился новый учебный модуль «История нашего края».
