«Это в Коми!»: символ жизни железных дорог в Микуни
БНК 25.05.2025
В проекте «Это в Коми!» БНК рассказывает о необычных местах и географических объектах региона, творениях природы и связанных с ними мистических историях. Сегодня речь пойдет о памятнике паровозу в городе Микунь Усть-Вымского района.
В России достаточно много памятников, посвященных паровозам. В республике Коми их всего четыре. Один находится в Воркуте, другой в Печоре, третий в Сосногорске, а четвертый – в Микуни. Памятник посвящен всем железнодорожникам этого города, так как его история напрямую связана со строительством железнодорожной магистрали.
Историю появления памятника рассказали в филиале Музея истории города Микунь. Паровозы серии «Л» выпускались с 1945 по 1955 год и получили у железнодорожников прозвище «Лебеди» или «Лебедянки». Это был один из наиболее мощных грузовых паровозов той эпохи. В начале 1944 года была организована комиссия под председательством академика С.П. Сыромятникова с целью наметить новые типы грузовых паровозов.
В результате конкурса Народным комиссариатом путей сообщения был одобрен проект конструкторов Коломенского машиностроительного завода, и 5 октября 1945 года первый паровоз новой конструкции, имевший обозначение П-0001 («Победа», заводское обозначение — П32), совершил первую поездку от Коломны до станции Рыбное и обратно, причем на обратном пути с поездом массой 2300 тонн. В том же году завод изготовил второй паровоз — паровоз П-0002.
За разработку нового грузового паровоза инженеры Л.С. Лебедянский, Г.А. Жилин, В.К. Чистов, Д.В.Львов, В.Д. Уткин и В.Д. Дьяков были удостоены в 1947 году звания лауреатов Сталинской премии. Постановлением Совета Министров СССР от 14 января 1947 года по фамилии главного конструктора Л.С. Лебедянского паровозу было присвоено обозначение серии Л, при этом выпущенные ранее паровозы серии П (№№ 0001 — 0078 и № 1001) также получили обозначение Л. По имеющимся данным, за годы производства (1945-1955 годы) построены 4199 паровозов серии «Л».
Идея установки памятника «Паровоз» в Микуни назрела давно и на тему, в каком месте установить объект, было проведено немало дискуссий. Например, на месте старого деревянного здания конторы Путевой машинной станции. Но туда было бы трудно прокладывать пути, и требовалось много затрат, чтобы доставить паровоз. Так или иначе, в 2005 году ветераны-железнодорожники обратились к администрации города с официальным предложением установить памятник на привокзальной площади города недалеко от здания Путевой части.
Паровоз 1955 года выпуска, после того, как был снят с эксплуатации, (паровозы в 1965 года заменили на тепловозы) долгое время находился в депо в тупике. Ветераны-железнодорожники ухаживали за ним, подкрашивали. За несколько дней к месту установки провели рельсы от главной действующей железной дороги и маневровым тепловозом, подталкивая, установили паровоз к последнему пристанищу. Железнодорожные предприятия организовывали здесь субботники, благодаря этому паровоз дошел по рельсам до своего последнего пристанища.
Отсыпкой территории занимался архитектор района Вячеслав Бабич: 600 кубометров грунта привезли строители газопровода предприятия «Газпромстройинженеринг». Покраской паровоза занимались ветераны-железнодорожники Владимир Гусев, Анатолий Минин, Владимир Бушуев, Морис Закаритис. Также помогли предприниматели города В.Плехов и В.Андреев. В целом всем процессом установки памятника руководил тогда заведующий отделом архитектуры городского поселения Микунь Сергей Бибин. По словам мэра города, в тот период, Надежды Соловьевой, все вышеперечисленные предприятия и люди провели огромнейшую работу для того, чтобы памятный знак был установлен.
Торжественное открытие памятника произошло 22 августа 2006 года, в день 85-летия государственности Республики Коми. На нем высечены строки из стихотворения почетного железнодорожника Владимира Гусева:
«На вечном покое стоит паровоз
Как символ жизни железных дорог…».
А в Микуни с тех пор появилась ежегодная традиция: 2 октября – в день профтехобразования проводить возле памятника «Паровоз» «Посвящение в первокурсники».
