Всего обработано новостей: 188975
Обработано новостей за 72 часа: 190

Дирижер Константин Хватынец о «Сыктывкарса Тулыс»: «На фестивале работаем с оркестром в зоне турбулентности»

БНК 06.04.2025 18+


В Театре оперы и балета Коми начался фестиваль «Сыктывкарса Тулыс». Ключевым приглашенным дирижером стал главный дирижер Московского театра оперетты Константин Хватынец: он был за пультом на открытии в опере «Аида», в афише еще три спектакля под его управлением. В блиц-интервью БНК он рассказал, почему одна из заявленных опер его любимая и как раскрывается потенциал симфонического оркестра.

Дирижер Константин Хватынец о «Сыктывкарса Тулыс»: «На фестивале работаем с оркестром в зоне турбулентности»
Фото и видео Константина Стратиенко

Константин Хватынец — главный дирижер и музыкальный руководитель Московского академического театра оперетты. Родился в Москве, окончил Московскую консерваторию. Приглашенный дирижер Большого театра России, Национального филармонического оркестра под управлением Владимира Спивакова, «Геликон-оперы», Государственного театра оперы и балета Республики Саха. С 2011 года — главный дирижер и музыкальный руководитель Московского театра оперетты. Выступает с такими исполнителями как Мария Гулегина, Вероника Джиоева, Борис Березовский, Лоран Айдманд, Михаил Плетнев, Никита Борисоглебский и другие. Постоянный участник концертов Московской филармонии. Среди международных проектов — участие в открытии нового театра в Дублине с Ирландским национальным филармоническим оркестром, сотрудничество с рядом итальянских театров в Болонии, Бергамо, Мантове, Ноарре. Указом президента Владимира Путина удостоен медали «За труды в культуре и искусстве».

Z06_6399.jpg

Z06_6382.jpg

— На фестивале вы будете дирижером в оперетте «Летучая мышь». Считается, что это легкий жанр. Верно ли это для произведения Иоганна Штрауса или этот спектакль сложнее?

— Оперетта — легкий жанр с точки зрения восприятия, но не исполнения. Я более десяти лет дирижер в главном театре страны, который посвящен этому жанру, и могу сказать, что опереточные партии весьма сложны для исполнения даже в оперных театрах. Я дирижировал опереттой «Летучая мышь» в Большом театре в 2013 году — не всем певцам она легко удается. Партии солистов все виртуозные и имеют огромный диапазон. Но в восприятии зрителя оперетта - легкий жанр, потому что в этой истории никто не умирает, никого не убивают, как в опере. Все легко и весело, как брызги шампанского. Но чтобы эти брызги мы почувствовали, нужно сложные вещи уметь делать легко и просто. Кроме этого, артисты оперетты должны не только петь как оперные, но еще и существовать на сцене как драматические — у них много разговорного текста, сценических мизансцен, плюс еще танцы. Музыка, танец и драма — все должно сочетаться в артисте оперетты. В «Летучую мышь» на фестивальный показ пригласили двух солистов из Московского театра оперетты — Николая Семенова и Анастасию Мельникову, которые сыграют главные партии. Мне предложили выступить дирижером этого спектакля, чтобы я «взбодрил» артистов и музыкантов, участвующих в спектакле и «подправил» стиль. Опереттой «Летучая мышь» я дирижировал и в Большом театре России, и в «Геликон-опере», и, конечно, в Московской оперетте, где постановке «Летучей мыши» режиссера Георгия Анисимова уже исполнилось 55 лет.

Z06_6263.jpg

Z06_6362.jpg

Z06_6255.jpg

— В афише фестиваля вы также значитесь как дирижер опер «Тоска» и «Чио-Чио-сан». Оба произведения Джакомо Пуччини. Насколько разным у одного композитора предстают персонажи и их истории?

Z06_6239.jpg

Z06_6233.jpg

— Сначала Пуччини была написана «Тоска», за ней «Чио-Чио-сан». Это одни из вершин творчества композитора. Оперы отличаются прежде всего сюжетной конфликтностью. В «Тоске» сосредоточение на любовном треугольнике, на страстях, она более драматичная, музыка взрывная, с особенными перепадами, сильными контрастами. Образ Чио-Чио-сан более глубокий, нежели Тоски, на мой взгляд. Композитор представляет большую часть ее жизни — от расцвета любви до гибели в финале. Это не только страстная женщина, она человек восточного мира, и в опере перед нами раскрываются ее разные грани — особенная преданность любимому человеку, страшное ощущение безысходности от вынужденной потери сына, смирение с этим и харакири в конце. Главный женский образ в «Чио-Чио-сан» более емкий, опера сосредоточена на главной героине, а в центре оперы «Тоска» показаны три героя — и Каварадосси, и Скарпиа, и сама Тоска. События в этой опере разворачиваются в Италии в мрачную эпоху реакции, когда Наполеон считался символом свободы. «Тоска» более драматичная опера, а «Чио-Чио-сан» — лирико-драматическая. Мне ближе по духу, конечно, вторая, это моя любимая опера из-за более тонкого психологизма музыки.

Z06_6304.jpg

Z06_6361.jpg

Z06_6281.jpg

— Как оперетта и опера раскроют потенциал оркестра из Коми? Фестиваль идет 12 дней практически без перерыва, в каждом задействованы музыканты.

— Наш оркестр — это спринтеры. Они на такой короткой дистанции поднимают такие крупные полотна: это опыт, мастерство, выдержка и дух должны быть. Надо сказать, что оркестр выкладывается на максимум. Они очень любят музыку, любят играть, несмотря на то, что это сложно физически. Во время фестиваля не успеваешь восстановиться и отдохнуть. Но это 35 фестиваль, и он имеет временные ограничения, приходится войти в зону турбулентности.

— «Тулыс» носит образовательный характер, часть спектаклей будет предварять выступление критика Сергея Коробкова. Конкретно вы, чему хотите научить зрителя?

— Я ставлю перед собой иную задачу — максимально раскрыть замысел композитора и тем самым, сделав яркое и проникновенное исполнение, дойти до сердец, ушей, восприятия слушателя как можно сильнее.

БНК

66