День пограничника
Искра 28.05.2021 18+
28 мая в России отмечается День пограничника. В этот день в 1918 году декретом СНК учреждена пограничная охрана границы РСФСР. Тогда же было создано Главное управление пограничной охраны. День пограничника СССР установлен в 1958 году. В современной России День пограничника ‑ 28 мая ‑ установлен указом Президента РФ от 23 мая 1994 года «в целях возрождения исторических традиций России и ее пограничных войск».
СИЛА ТРАДИЦИЙ
Своими корнями история пограничной службы России уходит в далекое прошлое. Борьба со степными кочевниками заставляла русские княжества возводить на подступах к своим владениям богатырские заставы, а также приграничные крепости. Во второй половине XIV века в связи с частыми набегами татар на русскую территорию на окраинах Московского княжества стали выставляться сторожевые отряды (сторожа) и станицы, которые высылали конных наблюдателей. Позже стали возводить засечные черты и пограничные укрепленные линии.
В 1571 году появилось «Уложение о станичной службе», регламентировавшее права и обязанности стражи и порядок охраны рубежей. В 1574 году был назначен единый начальник над сторожевой и станичной службой. С ростом внешней торговли в 1754 году создаются пограничные таможни. Охрана границы осуществлялась драгунскими полками, рассредоточенными по форпостам, и таможенными вольнонаемными объездчиками. В октябре 1782 года указом императрицы Екатерины II был учрежден институт «таможенной цепи и стражи» для охраны границ и осуществления пограничного контроля.
В 1827 году вступило в силу «Положение об устройстве пограничной таможенной стражи», которая была подчинена департаменту внешней торговли Министерства финансов России. В октябре 1893 года пограничная стража была выделена из департамента внешней торговли в отдельный корпус пограничной стражи Министерства финансов (ОКПС). Главными задачами ОКПС были борьба с контрабандой и незаконным переходом границы.
С началом первой мировой войны большинство частей ОКПС перешло в распоряжение военного командования и влилось в состав полевых армий. В 1918 году ОКПС был расформирован.
30 марта 1918 года при Наркомате финансов РСФСР было создано Главное управление пограничной охраны, в 1919 году переданное в ведение Наркомата торговли и промышленности. На пограничную охрану возлагалась борьба с контрабандой и нарушениями государственной границы. 24 ноября 1920 года ответственность за охрану границы РСФСР была передана Особому отделу ВЧК. 27 сентября 1922 года охрана границы перешла в ведение ОГПУ, был сформирован отдельный пограничный корпус войск ОГПУ.
Руководство пограничными войсками осуществляло Главное управление пограничной и внутренней охраны НКВД СССР (с 1934), Главное управление пограничных и внутренних войск НКВД СССР (с 1937), Главное управление пограничных войск НКВД СССР (с 1939). В 1946 году пограничные войска были переданы в ведение вновь созданного Министерства государственной безопасности СССР, а в 1953 году ‑ МВД СССР. В 1957 году было сформировано Главное управление пограничных войск КГБ СССР.
В декабре 1991 года после реорганизации КГБ СССР Главное управление пограничных войск было упразднено и образован Комитет по охране государственной границы СССР. В октябре 1992 года Погранвойска были включены в состав Министерства безопасности. 30 декабря 1993 года создана Федеральная пограничная служба ‑ Главное командование Пограничных войск Российской Федерации (ФПС ‑ Главкомат) в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти. В декабре 1994 года ФПС ‑ Главкомат переименован в Федеральную пограничную службу Российской Федерации (ФПС России), с 2003 года Пограничная служба ‑ в структуре ФСБ России.
ДЕКРЕТ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ
Об учреждении Пограничной Охраны.
Совет Народных Комиссаров постановил:
1.
В ведомстве Народного Комиссариата по Финансовым делам учреждается Пограничная Охрана.
2.
На Пограничную Охрану возлагается защита пограничных интересов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, а к пределах приграничной полосы — защита личности и имущества граждан, в частности:
а) воспрепятствование тайному провозу грузов и тайному переходу лиц через сухопутные и морские границы Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;
б) защита от расхищения водных богатств в наших пограничных и территориальных водах;
в) надзор за соблюдением на пограничных реках правил международного судоходства;
г) охрана наших рыбаков и промышленников в пограничных морях, озерах и реках;
д) защита наших пограничных селений от нападений разбойников и кочевых племен;
е) осуществление в потребных случаях пограничного карантина и проч.
3.
Пограничная Охрана располагается в одну или несколько линий. Народному Комиссару по Финансовым Делам предоставляется разрешать по его усмотрению расположение застав Пограничной Охраны и по железнодорожным станциям.
4.
Пространство от пограничной черты до расположения застав первой линии и семиверстное пространство от этих застав во внутрь Республики считается приграничного полосою.
5.
Пространство воды в двенадцать морских миль от линии наибольшего отлива морских побережий Российской Социалистической Федеративной Советской Республики как на материке, так и на островах признается морскою таможенною полосою, в пределах которой все как русские, так и иностранные суда подлежат надзору со стороны Пограничной Охраны.
6.
Пограничная Охрана должна наблюдать, чтобы вдоль всей черты границы был свободный проезд в 6 аршин шириною, почему все строения, пашни и огороды должны находиться в некотором от границы расстоянии.
7.
В Пограничную Охрану на службу принимаются граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики по вольному найму на тех же основаниях, какие установлены для приема в Красную Армию. Прием пограничников совершается организуемыми распоряжением Совета Пограничной Охраны комиссиями, в состав коих входят по одному в каждую комиссию представителю местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов с правом решающего голоса.
8.
Непосредственное руководство Пограничной Охраной во всех отношениях возлагается на Главное Управление Пограничной Охраны. При нем образуется Совет Пограничной Охраны в составе двух комиссаров и одного военного руководителя.
9.
Вооружение и обмундирование служащих Пограничной Охраны, а также оказание им врачебно-санитарной помощи производится на основаниях, принятых для Красной Армии. Отпуск из запасов военного ведомства служащим Пограничной Охраны вооружения, снаряжения, предметов обмундирования и продовольствия, а также инженерных и медико-санитарных средств производится по требованиям Главного Управления Пограничной Охраны, направляемым им в соответствующие учреждения военных округов
Подписали: Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевич.
28 (15) мая 1918 года.
Распубликован в № 123 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 18 (5) июня 1918 года.
1941. ДО ПОСЛЕДНЕГО ЧЕЛОВЕКА
В условиях дефицита информации об общем положении дел на советско-германском фронте, отсутствия связи со своим и армейским командованием в первые дни войны пограничники решали следующие задачи: вели боевые действия с разведывательными и передовыми частями противника непосредственно на линии государственной границы; выполняли роль боевого охранения частей и соединений первого эшелона армий прикрытия; с переходом в оперативное подчинение военному командованию участвовали в боях в составе частей и соединений войск прикрытия при отступлении; осуществляли разведывательно-диверсионную деятельность в тылу противника и на маршрутах его движения; выявляли и уничтожали диверсионно-разведывательные группы противника, мелкие авиадесанты в боевых порядках и ближайшем тылу отходящих и обороняющихся войск. На северном участке фронта, кроме того, пограничники самостоятельно прикрывали промежутки между направлениями, на которых велись активные боевые действия.
Наиболее тяжелая участь досталась тем частям и подразделениям пограничных войск, которые оказались на направлениях главных ударов противника: на Киев и Донбасс, на Минск и Москву, на Ленинград. Эти удары приняли на себя пограничные отряды Украинского, Западного и Прибалтийского округов, в частности, 90-й (Владимир-Волынский), 91-й (Рава-Русская), 92-й (Перемышль), 17-й (Брест), 86-й (Августов), 88-й (Шепетово), 105-й (Кретинга), 106-й (Таураге), 107-й (Мариямполе), 12-й (Лиепая).
Известно, что пограничные заставы, здания штабов пограничных комендатур и отрядов были включены неприятелем в число первоочередных объектов для уничтожения артиллерией, танками и авиацией.
Пограничники знали, что для задержания врага сил у них недостаточно. Однако, следуя воинскому долгу и Присяге, они отстаивали рубежи Отечества до последней возможности, до последнего человека. И тем самым еще в июне–июле 1941 г. приближали Победу. За первые бои на границе Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1941 г. за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство звание Героя Советского Союза присвоено пограничникам И.Д. Бузыцкову, К.Ф. Ветчинкину, Н.Ф. Кайманову, А.К. Константинову, М.Ф. Михалькову, А.В. Рыжикову. Спустя много лет за подвиги, совершенные также в первые дни войны, звание Героя Советского Союза присвоено А.В. Лопатину (1957 г.), А.М. Кижеватову, Ф.В. Морину, В.В. Петрову, В.М. Усову (всем в 1965 г.). Такова участь первых героев. Через боевые позиции их подразделений война прокатилась дважды: сначала с запада на восток, потом с востока на запад, унося и воспоминания, и свидетелей тех боев. Не случайно, что о ратных подвигах многих и многих пограничников в первые дни и часы войны стало известно лишь спустя годы и десятилетия. «Люди защищали границу до последнего дыхания, а знаем мы о них, к сожалению, мало, иногда – ничего, – вспоминал генерал-майор в отставке Я.Д. Малый (бывший начальник 91-го Рава-Русского пограничного отряда). – Совершенно неизвестными остались, например, подробности гибели личного состава трех линейных застав – 9, 12, 18-й, двух застав маневренной группы – 5-й и 7-й. Знаем только, что они вели упорные бои, сдерживали противника до последней возможности и ни один пограничник в живых не остался. Спустя месяц–полтора я подписал 560 извещений родным о погибших и пропавших без вести – эти потери мы понесли, главным образом, в первые часы и минуты войны».

Министерство юстиций Республики Коми 28.05.2025
Право на получение участниками специальной военной операции и членами их семей бесплатной юридической помощи закреплено в федеральном законодательстве.
В рамках расширения доступа участников специальной военной операции и социально незащищенных категорий граждан к бесплатной юридической помощи специалисты Госюрбюро Республики Коми провели выездной прием в Республиканском социально-реабилитационном центре «Максаковка».
Мероприятие состоялось 26 мая и было направлено на правовое просвещение и оказание юридической поддержки гражданам, проходящим реабилитацию в учреждении, в том числе участникам специальной военной операции. В ходе встречи специалисты подробно рассказали о видах и порядке предоставления бесплатной юридической помощи, категориях граждан, имеющих право на ее получение, а также раздали информационные буклеты «Информация о бесплатной юридической помощи».
На индивидуальных консультациях реабилитанты получили профессиональную юридическую помощь по широкому спектру вопросов:
признание права на жилое помещение;
предоставление мер социальной поддержки;
признание права на земельные участки;
предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Подобные выездные приемы проводятся специалистами Госюрбюро ежемесячно в различных организациях Республики Коми, что позволяет обеспечить более широкий охват нуждающихся в правовой поддержке граждан.».
#ГодГероевКоми2025#Госюрбюро
Представительство Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации 28.05.2025
Год героев Коми: Битись Тамара Николаевна.
Дорогие друзья!
Сегодня хотим рассказать вам о жительнице блокадного Ленинграда Тамаре Николаевне Битись, судьба которой тесно связана с Республикой Коми.
Тамара Николаевна пережила тяжёлые времена блокады, но, несмотря на испытания, не потеряла веру в жизнь и стремление к светлому будущему.
После войны в 1958 году она по комсомольской путевке поехала на освоение Севера. 35 лет жила и работала в Республике Коми, посвятила свою жизнь работе в угольной отрасли.
«В годы блокады моя мама стала ангелом-хранителем и спасла троих детей. Мы, молодое поколение, старались быть полезными нашей стране. Были там, где было трудно, восстанавливали город Ленинград и Север. И я искренне люблю Коми край, где живет самый простой, жизнелюбивый и дружелюбный народ, где я стала свидетелем межнационального мира и добрых отношений», - делится воспоминаниями Тамара Николаевна.
Битись Т.Н. награждена знаком «За заслуги перед Интой», юбилейной медалью «В память 100-летия Республики Коми» за вклад в социально-экономическое развитие региона.
Такие люди, как Тамара Николаевна, своим примером вдохновляют нас на добрые дела и служат напоминанием о том, как важно ценить мир и труд.
Давайте вместе будем помнить и уважать их подвиги, сохраняя их наследие для будущих поколений!
Комитет Республики Коми по закупкам 28.05.2025
Наличие согласованной воли сторон при заключении контракта на удержание неустойки заказчиком из суммы оплаты по контракту и наличие согласия подрядчика на удержание пени не являются основаниями для отказа от списания начисленной подрядчику неустойки по правилам списания № 783, решил Верховный суд.
Эксперты ЭТП ГПБ анализируют определение ВС РФ от 21.04.2025 № 301-ЭС24-23009:
«Удержание пеней и штрафа при расчете с исполнителем за просрочку исполнения контракта считается фактом добровольной уплаты неустойки исполнителем, в связи с чем у заказчика возникает обязанность по списанию половины санкций в качестве антикризисной меры для защиты исполнителей.
Выводы следуют из определения ВС РФ от 21.04.2025 № 301-ЭС24-23009: исполнитель нарушил условия контракта, а заказчик начислил пени и штраф и взыскал полную сумму неустойки без списания.
В итоговом акте стороны согласовали возможность удержания всего размера неустойки из причитающейся исполнителю уплаты штрафных санкций. И заказчик удержал ее в полном объеме. Но с этим не согласился исполнитель, считая, что заказчик должен был удержать только 50% неустойки согласно подп. «б» п. 3 правил списания № 783, а остальные 50% ― списать (размер неустойки не превышал 20% от цены контракта).
Суды трех инстанций поддержали заказчика: обязанность списания половины суммы неустойки возникает у заказчика только при условии, если вторую половину исполнитель заплатил добровольно. В данном случае исполнитель такую оплату не совершал.
ВС РФ поддержал исполнителя:
1. Исполнитель фактически уплатил штрафные санкции в сумме 100% путем их удержания заказчиком из причитающейся ему уплаты.
2. Заказчик обязан был списать 50% суммы штрафных санкций.
3. Исполнителю вернули 50% от удержанных средств.
Аналогичная позиция ВС РФ в определении от 28.03.2025 № 307-ЭС25-1642: списание неустойки подлежит применению к отношениям сторон по всем контрактам, исполненным в полном объеме, вне зависимости от предусмотренных условий в части порядка оплаты. Иное толкование положений законодательства лишало бы участника отношений права на применение предусмотренных мер поддержки и ставило бы его в неравное положение».
Источник: ЭТП ГПБ
Фотография взята из открытых источников сети Интернет